ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708
т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка
- 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5
узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах,
под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с.
электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная
- 90 м.
Экипаж: 40 человек.
История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.
Тактико-технические характеристики подводных
лодок этого типа незначительно изменялись от серии
к серии в сторону увеличения мощности дизелей
и некоторого уменьшения дальности плавания, а
также увеличения скорости подводного хода; вооружение
при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные
лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый
и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые
(здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные
цистерны); четвертый отсек - центральный пост;
пятый - дизельный; в шестом находились два главных
электродвигателя и отдельно - два электродвигателя
экономического хода (по 20 л.с.).
Заложена 18.11.1934 г. на заводе имени 61 коммунара
в Николаеве. 29.12.1936 г. спущена на воду, 15.12.1938
г. вошла в состав Черноморского флота.
Как и большинство остальных подлодок 4-го дивизиона,
Щ-212 (капитан-лейтенант И.К.Бурнашев) к началу
войны находилась в текущем ремонте. Наскоро закончив
его, субмарина дважды привлекалась к несению дозорной
службы на подступах к главной базе ЧФ (4-9.8.1941
и 24.8-13.9.1941).
Первый выход на коммуникации противника в районе
Варны (17-27.10.1941) чуть было не стал последним.
Вечером 25 октября при покладке на грунт у мыса
Калиакра над лодкой взорвалась противолодочная
мина типа UMA. Повреждения получили носовые горизонтальные
рули, обшивка цистерн главного балласта правого
борта и носовые торпедные аппараты. В прочном
корпусе возникли деформации, нарушилась герметичность
15 баков аккумуляторной батареи. Фактически корабль
спасло лишь то, что взрыв произошел не в результате
касания корпуса, а от прикосновения мины к кронштейну
прибора "Краб", который в момент подрыва
оказался выключен. После устранения повреждений
лодка вернулась в Севастополь вечером 27 октября
в сопровождении эсминца "Бойкий". Аварийный
ремонт, осуществлявшийся в Туапсе и Батуми, затянулся
до середины мая 1942-го.
Через месяц субмарина перешла в Новороссийск,
откуда совершила два рейса (16-21.6.1942 и 23-27.6.1942)
в осажденный Севастополь. Подводникам удалось
доставить в город 54 т боеприпасов, 6 т продовольствия
и 27 т бензина, а также вывезти 117 человек, главным
образом, раненых. Противодействие противника с
каждым переходом все возрастало. При возвращении
из второго рейса лодка подверглась двухчасовому
преследованию вражеских катеров, а после всплытия
была атакована большой группой бомбардировщиков.
Вечером 30 июня "щука" вышла в третий
поход, но прорвать блокаду на этот раз не удалось.
Подлодка находилась у входа на фарватер главной
базы почти трое суток (с ночи на 2 июля до вечера
4-го), но постоянный обстрел, бомбардировки и
отсутствие навигационных ориентиров не позволили
преодолеть несколько оставшихся миль. В конечном
итоге, груз пришлось сбросить в море, после чего
утром 7 июля Щ-212 прибыла в Туапсе.
В последующие месяцы командование дважды высылало
субмарину на подходы к Босфору. Ни в первом (23.7-11.8.1942),
ни во втором (14.9-4.10.1942) крейсерстве перехватов
кораблей противника не состоялось, хотя возможности
этого были. Бурнашев держался на позиции пассивно,
на большом удалении от берега, а штурман лодки
допустил серьезные ошибки в счислении. В результате
командование решило "доверить" Бурнашеву
командование плавбазой "Эльбрус", а
на его место назначить хорошо зарекомендовавшего
себя в должности командира подлодки А-5 (тяжело
повреждена в результате подрыва на мине 25.7.1942)
капитан-лейтенанта Г.А.Кукуя.
В очередной поход "щука" ушла 2 декабря.
На этот раз ее путь пролегал в район между м.
Олинька и Портицким гирлом Дуная - туда, где ранее
пропали без вести Щ-208 и Щ-213. Первые сутки
похода прошли без происшествий и 11 декабря Кукуй
передал радиоквитанцию на приказ о занятии позиции
у Тендровской косы. Больше Щ-212 на связь не выходила
и в базу не вернулась.
Из данных радиоперехвата наше командование сделало
заключение, что субмарина 19 декабря стала жертвой
атаки вражеских самолетов в районе Синопа при
возвращении с позиции. По всей вероятности, расшифровка
немецкого сообщения содержала ошибку, поскольку
в архивных материалах противника подобной атаки
никогда не значилось.
Щ-212 унесла с собой жизни 44 членов экипажа,
в том числе и командира 2-го дивизиона ПЛ капитана
2 ранга Г.Ю.Кузьмина - опытного командира, участника
гражданской войны в Испании.
|