ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
586/708 т. Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка - 4,0 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 14,1/8,5 узлов. Дальность плавания: над водой
4500 миль 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах. Силовая установка:
2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с. электромотора. Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых
533-мм торпедных аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К Глубина погружения:
рабочая - 75 м, предельная - 90 м. Экипаж: 40 человек. История подлодки:
Подводная лодка типа "Щ", X серия. Тактико-технические характеристики
подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону
увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также
увеличения скорости подводного хода; вооружение при этом оставалось неизменным.
Полуторакорпусные лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый и седьмой
- торпедные; второй и третий - жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек -
центральный пост; пятый - дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя
и отдельно - два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.). Подлодка
"Щ-213" была заложена 04.12.1934 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве.
13.04.1937 г. спущена на воду, 15.12.1938 г. вошла в состав Черноморского флота. Война
застала подлодку (старший лейтенант Д. М.Денежко) в разоруженном состоянии в Севастополе,
откуда она должна была перейти для текущего ремонта в Николаев. Начавшиеся боевые
действия не изменили этих планов, но заканчивать ремонтные работы пришлось фактически
уже под вражеским огнем, за пять дней до падения города. После ввода в строй последовали
походы к м. Эмине (7-24.9.1941) и в район Варны (31.10-20.11.1941). Корабли противника
обнаруживали лишь три раза - во всех случаях в неподходящей для атаки позиции.
Третий поход (19.12.1941-7.1.1942) - к румынскому м. Олинька - проходил в весьма
тяжелых условиях. Плохая видимость и штормовое море заставили держаться вдали
от берега, что не гарантировало точность кораблевождения. Кроме того, за первые
десять дней патрулирования находившаяся в подводном положении "щука"
36 раз (!) касалась сетей, буйрепов и минрепов плавающих мин. Днем 31 декабря
за кормой лодки взорвались два таких "гостинца" - к счастью, не причинившие
повреждений. Четвертое крейсерство Щ-213 проходило в районе севернее Босфора
(20.2-11.3.1942). Уже вечером 23 февраля, в первые сутки нахождения на позиции,
Денежко обнаружил одиночную шхуну, которую спустя полчаса потопил артиллерийским
огнем. Шхуна, оказавшаяся турецкой "Чанкая" (164 брт), шла без символов
национальной принадлежности, поскольку находилась в немецком фрахте и перевозила
контрабандный груз хромовой руды. Победа окрылила молодого командира, и он решил
продолжить активный поиск непосредственно у выхода из пролива. В 10.45 следующих
суток он выпустил с 7 кбт одиночную торпеду по "крупному транспорту под болгарским
флагом", после чего наблюдал взрыв и погружение цели. Дальнейшее крейсерство
восточнее Босфора прошло безрезультатно, а по возвращении "щуки" в Туапсе
на ней начался навигационный ремонт. В это время база подверглась серии авианалетов;
в ходе одного из них 24 марта погиб спешивший на лодку Д.М. Денежко. Новым
командиром Щ-213 в конце мая был назначен капитан-лейтенант Н.В. Исаев, ранее
командовавший однотипной субмариной на Тихоокеанском флоте. Сразу вслед за этим
подлодка ушла на патрулирование коммуникации Босфор - Бургас (7-24.6.1942). Встреч
с кораблями противника не состоялось, чего нельзя сказать о вражеских бомбардировщиках
и плавающих минах. Сразу после возвращения субмарину отправили с грузом для защитников
Севастополя (29.6-7.7.1942). К сожалению, пробиться в базу Исаеву не удалось.
"Щука" держалась вдали от берега до вечера 3 июля, пока не поступил
приказ сбросить груз в море и вернуться в базу. В середине июля корабль встал
в док в Поти, где до конца августа проходил текущий ремонт. В шестой и
последний поход на вражеские коммуникации подлодка отправилась в ночь на 28 сентября.
Исаев должен был выйти на связь лишь перед оставлением позиции у Портицкого гирла
Дуная вечером 14 октября. Но этого не произошло. Скорее всего, "щука"
стала жертвой тех же румынских минных заграждений, на которых ранее погибла Щ-208.
Впрочем, нельзя исключить и другую версию. В последний день патрулирования Щ-213
в 5,5 мили восточнее Портицкого рейда сигнальщики германского большого охотника
"Ксантен" обнаружили торпедный след, тянувшийся к корме корабля. Охотник
уклонился от торпеды, обнаружил гидроакустикой подводный объект, произвел бомбометание
и, якобы, даже наблюдал свидетельства потопления цели. В 2008 г. на 30-метровой
глубине в 10 километрах от румынского порта Констанца румынскими и голландскими
дайверами была найдена затонувшая подлодка, а спустя два года она была идентифицирована
как "Щ-213". |