ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708
т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка
- 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5
узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах,
под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с.
электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная
- 90 м.
Экипаж: 40 человек.
История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.
Тактико-технические характеристики подводных
лодок этого типа незначительно изменялись от серии
к серии в сторону увеличения мощности дизелей
и некоторого уменьшения дальности плавания, а
также увеличения скорости подводного хода; вооружение
при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные
лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый
и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые
(здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные
цистерны); четвертый отсек - центральный пост;
пятый - дизельный; в шестом находились два главных
электродвигателя и отдельно - два электродвигателя
экономического хода (по 20 л.с.).
Заложена 27.03.1935 г. на заводе имени 61 коммунара
в Николаеве. 11.01.1937 г. спущена на воду, 10.04.1939
г. вошла в состав Черноморского флота.
К началу войны самая прославленная в будущем
"щука" Черноморского флота (капитан-лейтенант
В.Я. Власов, с 20.7.1941 - капитан-лейтенант Г.П.
Апостолов) заканчивала текущий ремонт в Николаеве.
После него последовал выход на дозорную позицию
(4-25.8.1941), затем - крейсерство у м. Эмине
(5-22.10.1941). Последнее по времени совпало с
миннозаградительной операцией румынских ВМС у
берегов Болгарии. К сожалению, во всех пяти встречах
с румынскими кораблями командир и экипаж "щуки"
продемонстрировали крайне низкую боевую выучку
и не успевали занять выгодную позицию для атаки.
Лишь днем 9 октября удалось довести дело до залпа,
но единственная выпущенная торпеда прошла мимо
румынской канлодки, осуществлявшей траление впереди
заградителей.
Затем субмарина ходила к м.Зейтин-Бурну на коммуникацию
Босфор-Бургас (13.11-2.12.1941). Единственная
торпедная атака 18 ноября прошла без срывов, но
одиночный транспорт "без марок нейтралитета
и с плохо различимым флагом" на поверку оказался
турецким "Енидже" (428 брт). Судно,
следовавшее в балласте, быстро затонуло, унеся
на дно 12 членов экипажа. В январе (9-27.1.1942)
подлодка патрулировала у м.Олинька, но, кроме
многочисленных плавающих мин, ничего не обнаружила.
В начале следующего месяца, после назначения
Апостолова на подводный минзаг Л-24, командиром
Щ-215 стал служивший ранее на ней помощником капитан-лейтенант
В.А.Коршунов. Под его началом субмарина совершила
походы к мысам Эмине (23.3-11.4.1942) и Олинька
(6-23.6.1942). Насыщенным событиями оказалось
лишь второе патрулирование, поскольку именно через
этот район пролегала интенсивно использовавшаяся
врагом коммуникация Констанца-Одесса. Коршунов
осторожно держался вдали от берега, но и там несколько
раз обнаруживал "быстроходные боевые корабли
противника", идентифицированные им как румынские
эсминцы. Вечером 20 июня "щука" все-таки
смогла выйти в атаку, но ее залп оказался замечен,
и противник увернулся от торпед. Согласно зарубежным
данным, объектом нападения на самом деле оказался
один из германских речных тральщиков.
По возвращении Щ-215 отправили с грузом в осажденный
Севастополь (28.6-3.7.1942). Субмарина прибыла
в подходную точку фарватера вечером 30 июня, но
из-за обстрела и бомбежки (меньше, чем за сутки
вблизи корабля было зафиксировано около 1000 взрывов)
Коршунов растерялся и в 16.15 следующего дня без
приказа ушел в Новороссийск. Последний поход под
его командованием состоялся в начале августа (31.7-19.8.1942)
в район Босфора. На протяжении всего крейсерства
субмарина держалась на расстоянии от 10 до 40
миль от берега и лишь один раз наблюдала вражеский
конвой, атаковать который не удалось из-за большой
дистанции. По прибытии последовал текущий ремонт
со сменой батареи, а 24 ноября на лодку был назначен
новый командир — капитан-лейтенант М.В.Грешилов,
прекрасно зарекомендовавший себя на М-35.
Уже в первом походе (10-30.1.1943 в район м.
Тарханкут) новый командир продемонстрировал свой
знаменитый почерк - активный поиск противника
и упорство в достижении поставленной цели. Оно
ярко проявилось в ночном бою 24 января, когда
лодка дважды безуспешно выпустила торпеды по двум
БДБ, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая
смириться с неудачей, Грешилов вступил в артиллерийский
бой, в ходе которого, по-видимому, добился двух
снарядных попаданий в десантную баржу F-125. Огневое
превосходство БДБ над "щукой" выявилось
на второй минуте схватки, после того, как в заднюю
часть ограждения рубки попал 88-мм снаряд. Узнав,
что трое краснофлотцев ранены осколками, а противник
взял подлодку в "вилку", командир счел
за лучшее погрузиться.
В течение весны "щука" совершила еще
два похода в Каламитский залив (25.2-17.3.1943
и 14.5-1.6.1943). Пять раз (8, 13.3 и 16, 24,
29.5) Грешилов выходил в торпедные атаки, но все
они закончились неудачами - очевидно, из-за неисправностей
новых неконтактных взрывателей торпед. Единственным
результатом стали легкие повреждения тральщика
R-164 от взрыва, произошедшего в 40 м от его борта.
В очередной поход (23.8-17.9.1943) подлодка
вышла к Босфору для перехвата перевозившего хромовую
руду транспорта "Тисбе" (1782 брт).
Грешилов отлично справился с задачей, потопив
судно на виду у двух румынских эсминцев днем 30
августа. Обозленные неудачей немцы выставили в
начале сентября у пролива противолодочное минное
поле, но "щука" счастливо избежала встречи
с "рогатой смертью". В октябре - ноябре
(22.10-19.11.1943) она совершила продолжительный
поход в район м. Тарханкут. Усиление активности
нашей авиации, действовавшей теперь с аэродромов
Северной Таврии, предопределило то, что большинство
встреч с конвоями противника происходило ночью.
Разумеется, добиться попаданий в таких условиях
было трудно. Грешилов экономил боезапас, стреляя
двухторпедными залпами. Лишь четвертая атака в
ночь на 15 ноября принесла результат: торпеда
отправила на дно БДБ F-592.
После возвращения "щука" прошла текущий
ремонт, затянувшийся до начала марта. Впрочем,
из-за отсутствия необходимых запчастей корабль
можно было считать отремонтированным лишь с большой
долей условности. В марте-апреле (20.3-23.4.1944)
Грешилов совершил продолжительный поход на коммуникацию
м. Тарханкут - м. Олинька. Лодка не имела перископной
антенны ВАНПЗ, потому вся информация авиаразведки
поступала на нее лишь ночью, как правило, с большим
опозданием. Встречи с конвоями противника в открытом
море без предварительного наведения могли происходить
только по воле случая, и потому командиру представилось
всего две возможности для атаки - 27 марта и 16
апреля. К сожалению, обе они закончились неудачно.
В первом случае торпеды взорвались, не дойдя до
транспорта "Тотила", во втором - судно
"Лола" смогло уклониться от залпа, произведенного
с полуторамильной дистанции. Немецкие контратаки
не причинили лодке ущерба, но ее техническое состояние
было таковым, что, даже несмотря на начало операции
по освобождению Крыма, командованию пришлось отослать
Щ-215 в док.
18 мая М.В.Грешилов, удостоенный за два дня до
того звания Героя Советского Союза, получил назначение
в штаб ЧФ, а вскоре на его место пришел капитан
3 ранга А.И.Стрижак. Этот командир за годы войны
был командиром трех подлодок (в том числе и Щ-201),
пока не оказался на гвардейской Щ-215 (звание
присвоено 22 июля 1944 года).
В последнем походе (30.7-31.8.1944) первоначальной
позицией субмарины являлись подходы к Босфору,
затем ее перенаправили к Варне. Следуя в ночь
на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой
границы, Стрижак обнаружил небольшое судно, на
котором, по его наблюдениям, находилось около
200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его
принадлежности, командир приказал открыть огонь.
В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а
ею оказалась турецкая «Мефкуре», 53 брт) затонула.
24 августа Стрижаку удалось торпедировать болгарскую
парусно-моторную шхуну "Вита" (240 брт).
Это судно стало последней победой черноморских
подводников в Великой Отечественной войне и пятой
по счету у самой результативной из уцелевших "щук"
ЧФ.
13 июля 1953 года была выведена из боевого состава
ЧФ, а 29 декабря 1955 года - исключена из остава
ВМФ с поередачей в ОФИ. 18 января 1956 года расформирована
и впоследствии разделана на базе "Вторчермета"
в Инкермане.
Переименования корабля: 16.06.1949 г. была переименована
в "С-215".
|