ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1407/2500
т.
Размеры: длина - 64 м, ширина - 9 м, осадка -
5,8 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15/26,6 узлов.
Дальность плавания: над водой 1100 миль, под водой
185 миль.
Силовая установка: дизель-электрическая, 1 винт
в насадке.
Вооружение: нет.
Глубина погружения: рабочая - 240 м., предельная
- 300 м.
Экипаж: 29 чел.
История подлодки:
Опытовая подводная лодка пр.1710
Проект 1710 (шифр "Макрель") был разработан
СПМБМ "Малахит" под руководством Г.П.
Москалева. Лодка являлась опытной и была предназначена
для проведения в натурных условиях исследований
и испытаний в области ходкости, гидроакустики
и динамики в эксплуатационных и аварийных режимах
движения перспективных скоростных лодок, проверки
воздействия на пограничный слой растворов полимеров.
Подводная лодка СС-533 (заводской номер 01620)
была заложена на судостроительном заводе "Судомех"
в Ленинграде 22.10.1985 г., спущена на воду 05.10.1986
г., вступила в строй 19.12.1987 г.
Подлодка "СС-533" прибыла на Черноморский
флот в сентябре 1987 года.
Легкий корпус корабля был выполнен в виде тела
вращения без цилиндрической вставки с соотношением
длины к ширине около 7:1. Такая форма обводов
обеспечивала получение оптимальных пропульсивных
характеристик и минимального сопротивления набегающему
потоку. Прочный корпус имел цилиндрическую форму
с конусообразной кормовой оконечностью. Он делился
водонепроницаемыми переборками на пять отсеков.
В междукорпусном пространстве размещалась система
подачи растворов полимеров в пограничный слой
на легкий корпус, а также на гребной винт. Система
включала в себя кольцевые щелевидные конструкции
легкого корпуса, цистерну-хранилище полимерной
пасты, насос подачи раствора с необходимой аппаратурой
управления и контроля. На корабле предусматривалась
возможность смены обтекателя основной антенны
ГАК (для выбора наиболее оптимальной формы).
Полимерная паста загружалась в специальную цистерну,
содержавшую эластичные емкости; в полости между
ними и переборками цистерны поступала забортная
вода, которая по мере расходования пасты ее заменяла.
При включении системы в смеситель подавались забортная
вода и паста. Полученный раствор поступал по трубопроводам
в сборные коффердамы, а затем - к щелям в легком
корпусе, ограждении выдвижных устройств, стабилизаторах
и к гребному винту. Гидродинамически активные
полимеры были созданы на базе полиэтиленоксида
и акриламида. Основная цель испытаний "СС-533"
состояла в оценке эффекта подачи полимерных растворов
в пограничный слой. Гидродинамическое сопротивление
при этом стабильно снижалось, а скорость хода
увеличивалась при поддержании постоянной мощности
ГЭУ.
Одновременно удалось определить пути снижения
гидродинамических помех работе ГАК на больших
скоростях хода, а также опробовать новые методики
расчетов гребных винтов, акустического поля корабля.
Упоминания о последних испытаниях на "СС-533"
относятся к 1997 г.
В 2002 году подводную лодку "СС-533"
исключили из боевого состава флота и передали
ОРВИ для утилизации. Летом 2002 года она была
разделана на металл в на Инкерманской базе "Вторчермета"
в Севастополе.
Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Э.Зданевич;
- Р.Бондарев;
- А.Пешко;
С.Болдырев.
|