ТТД: Водоизмещение: 1560 т. Размеры:
длина - 73,3 м, ширина - 11,2 м, осадка - 3,9 м. Скорость полного хода: 17
узлов. Дальность плавания: 9700 миль при 11 узлах. Силовая установка:
2 дизеля 6TD48, 3300 л.с., 2 вала. Экипаж: 85 чел. История корабля:
Средний разведывательный корабль пр.861 Корабли данной серии строились
в Гданьске, Польша. По классификации НАТО - Moma Class. Всего по данному проекту
в период 1967-73 гг. было построено 29 судов. Часть из них (9 единиц) было переоборудовано
в разведывательные корабли по пр.861М, еще три единицы так же были переоборудованы
в РЗК (без проекта). В состав специального оборудования данных кораблей
входили: по радиолокации - "Дон", по гидроакустике - "Бронза"
и др., по аппаратуре радиоразведки - "Ротор-Н", "Вахта-М",
"Вахта-10", "Вахта-12", МРР-1-7, "Виток-АК", "Визир-М",
"Узел", "Кайра" и др. Корабли данного проекта не несли вооружения.
Гидрографическое судно "Лиман" был построено в Польше в г.Гданьск
на ССЗ "Сточни Полночни" (заводской №861/19). Спущено на воду 19.08.1970
г., вступило в строй 23.12.1970 г. Вошло в состав Северного флота. В 1974 году
судно было переведено на Черноморский флот.
Судно совершило более десятка океанографических
походов в Атлантический и Индийский океаны с посещением
портов: Галифакс, Сент-Джонс (Канада), Савана
(США), Гавана (Куба), Дакар (Сенегал), Аден и
Бомбей (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Ходейда
(ЙАР). А кроме того, десятки походов в Средиземное
море с заходом в порты Греции, Сирии, Гвинеи,
Испании
и других
стран.
В 1989 г. судно было переоборудовано в разведывательный
корабль.
С 1990 по 2010 г. "Лиман" совершил 13 дальних походов в Средиземное
море с заходом в Тартус (Сирия) и Бизерту (Тунис). В апреле-мае 1999 г.
разведывательный корабль "Лиман" находился в Адриатическом море в непосредственной
близости от зоны проведения военной операции НАТО против Югославии с целью получения
разведывательной информации.
Корабль входил в состав 519-го отдельного дивизиона
разведывательных кораблей Черноморского Флота,
с базированием на бухту Южная (Севастополь).
27.04.2017 г. разведывательный корабль "Лиман"
в результате столкновения с судном "Youzarsif
H" (IMO:7611547, под флагом Того, 1977 г.
постройки, шедший из румынского порта Мидия с
грузом скота в порт Акаба, Иордания) получил пробоину
правого борта ниже ватерлинии. Инцидент произошел
в 40 километрах северо-западнее пролива Босфор
в условиях сильного тумана. Экипаж корабля начал
борьбу за живучесть, из Главной базы Черноморского
флота в район инцидента вышли спасательные корабли
СБ-739 и ЭПРОН аварийно-спасательной службы флота,
так же в район вылетел дежурный самолет Ан-26
со спасателями на борту. Борьба за живучесть результатов
не дала, и экипаж корабля был вынужден покинуть
корабль. Содействие в эвакуации экипажа оказала
турецкая Береговая охрана. В указанный район был
перенаправлен оказавшийся неподалеку российский
сухогруз "Улус Стар" (IMO:9297125, флаг
РФ), шедший из Астрахани в Равенну (Италия), экипаж
"Лимана" в полном составе был поднят
на борт указанного судна. Разведывательный корабль
"Лиман" в результате инцидента затонул
в 14:48 по местному времени в точке 41.50° / 28.95°.
Этим кораблем в разное время командовали: - капитан
3-го ранга Бартышев А.; - капитан 3-го ранга Дьяконов А.С.; - капитан 3-го
ранга Беляев К. |