Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Большие ракетные корабли

 
 
 
     
   Большой ракетный корабль "Бедовый" 
 
Большой ракетный корабль "Бедовый"
 
Большой ракетный корабль "Бедовый"
 
Большой ракетный корабль "Бедовый"
 
Большой ракетный корабль "Бедовый"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 3347 т.
Размеры: длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,3 м.
Скорость полного хода: 35 узлов.
Дальность плавания: 3800 миль при 14 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, двухвальная, 72 000 л.с.
Вооружение: 1 установка для противокорабельных ракет КСЩ, 4x4 45-мм артустановки СМ-20ЗИФ, 2х2 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-2500.
Вооружение после модернизации: 4 установки для противокорабельных ракет П-15М "Термит", 2х2 76-мм, 4х4 57-мм орудия, 2х2 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-2500.
Экипаж: 284 человека.

История корабля:
Большой ракетный корабль пр.56ЭМ

В СССР в конце 40-х годов ХХ века была разработана противокорабельная ракета "Щука". Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов и береговых пусковых установок. Флоту оружие приглянулось, поскольку в теории позволяло решить главную задачу: одним ударом вывести из строя авианосец или линкор, стреляя вне дальности действия тяжелой артиллерии противника. Ракета получила новое, не слишком изящное название КСЩ, сокращенное от "Корабельный снаряд "Щука".

Оставалось найти для нового "чудо-оружия" соответствующий носитель. Задача состояла в том, чтобы, с одной стороны, ракетоносец был не очень большим (только такие корабли могли стать многочисленными), а с другой стороны, чтобы он мог действовать в океане на удалении от баз и, конечно же, нести несколько трехтонных "щук". Единственным подходящим объектом, удовлетворявшим таким достаточно противоречивым требованиям, оказался эскадренный миноносец проекта 56.

Инженерам удалось добиться неплохого результата. Появление на бывшем эсминце восьми тяжеленных "чужеродных тел" - самолетов-снарядов КСЩ, а также пусковой установки для них привело лишь к относительно небольшой перестройке надпалубных и внутренних помещений корпуса. Полное водоизмещение возросло всего на 85 т. При этом артиллерийское вооружение претерпело серьезнейшие изменения. Одной из своих 130-мм башен, кормовой, корабль лишался сразу: ее место заняла массивная решетчатая конструкция - пусковая установка СМ-59. От носовой спарки главного калибра также решили отказаться. Зато все счетверенные зенитные автоматы оставили, причем дополнительная установка в носу обеспечивала прикрытие переднего сектора (по опыту мировой войны, наиболее опасного в отношении атак авиации) двенадцатью стволами. К тому же, на серийных эсминцах проекта 56М решили заменить 45-миллиметровки более мощными и дальнобойными 57-мм автоматами. Оба пятитрубных торпедных аппарата уступили место паре двухтрубных, расположенных побортно в самой середине корпуса. Теперь они предназначались в основном для противолодочных торпед.

К сожалению, гвоздь проекта, комплекс КСЩ, имел слишком много недостатков. Прежде всего, чтобы активная радиолокационная головка самонаведения могла захватить цель, "Щуку" требовалось вывести в зону захвата, для чего, естественно, следовало знать примерное местонахождение этой самой цели. А никаких специальных средств, кроме радиолокатора, способного обнаруживать надводные объекты лишь на дальности прямой видимости, в то время не имелось. Подготовка к старту занимала около 20 минут и представляла собой опасную операцию. Требовалось заполнить топливные баки несколькими сотнями литров горючего и подать огнеопасный снаряд на рельсовые направляющие стабилизированной пусковой установки. Одновременно в прибор управления стрельбой "Кипарис-56М" вводились исходные данные для автономного полета. Затем установка разворачивалась в нужном направлении и производился пуск... Трудно представить себе противника, который пожелал бы вытерпеть эту процедуру последовательно семь или восемь раз - именно столько самолето-снарядов несли эти корабли. Конструкторы прекрасно осознавали, что в боевых условиях возможность повторного пуска, скорее всего, не представится, поэтому еще при проработке начального проекта 56ЭМ предполагалось разместить на бывших эсминцах по две пусковых установки. Однако втиснуть их в уже готовый корпус не удалось.

В качестве альтернативы в ходе постройки первых ракетных 56-х началось проектирование нового специализированного корабля с двумя комплексами КСЩ. С целью экономии времени в новом проекте 57 сохранили основные пропорции, расположение отсеков, механизмов и боевых постов, принятые на их перестроенных предшественниках. Более того, корпус представлял собой, в сущности, увеличенную копию 56-го. Прежним осталось и артиллерийское вооружение, но увеличенная ширина позволила разместить трехтрубные торпедные аппараты вместо двухтрубных. Главное же оружие - установки для пуска КСЩ - теперь имелось в удвоенном числе. Теоретически корабль мог теперь выпустить пару ракет с интервалом всего в пять секунд! Потенциальная мощь новых ракетных эсминцев привела к выделению их в отдельный класс "больших ракетных кораблей", хотя как раз "большими" они не были, в полном соответствии с доктриной "маленьких убийц плавучих крепостей".

Большой ракетный корабль "Бедовый" строился первоначально как эсминец проект 56. Корабль 03.09.1952 г. был зачислен в списки кораблей ВМФ и 01.12.1953 г. заложен на заводе №445 (заводской № 1204). Достраивался по проекту 56ЭМ, спущен на воду 31.07.1955 г., вступил в строй 30.06.1958 г. и 30.07.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Черноморского флота.

"Бедовый" явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. На приемных испытаниях экспериментального "Бедового" была выпущена только одна "Щука", поразившая тральщик с дистанции 18 миль. Последующие учебно-боевые стрельбы доказали, что КСЩ при прямом попадании легко топит эсминец и полностью выводит из строя крейсер. Хотя все стрельбы велись по неподвижным целям (в число которых попали отечественные боевые корабли, предназначавшиеся уничтожению в годы тотального сокращения надводного флота), можно не сомневаться в том, что если бы на их месте оказались крейсера и эсминцы врага, им не удалось бы избежать тяжелейших повреждений или гибели. Но именно отсутствие боевого опыта решило судьбу первых советских ракетных эсминцев. Комплекс КСЩ признали устаревшим и несостоятельным.

19.05.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г.- в БПК и 28.6.1977 г.- вновь в БРК.

Корабль в период с 18.07.1972 г. по 25.01.1974 г. прошел существенную модернизацию по проекту 56У на "Севморзаводе" в Севастополе, в ходе которой место "Щуки" заняли две башни с 76-мм автоматами АК-276, а по бокам кормовой надстройки расположились четыре контейнера с противокорабельными крылатыми ракетами нового поколения П-15М "Термит". Они имели примерно такую же дальность и вес, как КСЩ, но обладали хорошей помехозащищенностью, а возможность применения сменной головки самонаведения (активной радиолокационной или пассивной инфракрасной) существенно затрудняла борьбу с ними. Складывающиеся крылья позволили разместить их в контейнерах, что обеспечило компактность и удобство в обслуживании.

20.07 - 27.07.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба);
09.08 - 11.08.1969 г. - в Бриджтаун (Барбадос).

07.10.1970 г. - 15.07.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 09.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем "Ark Royal", но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания.

В период с 23.04.1981 г. по 14.05.1986 г. на "Севморзаводе" в Севастополе прошел капитальный ремонт.

25.04.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 05.08.1989 г, продан частной фирме Турции для разделки на металл и 01.10.1989г. расформирован.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте