ТТД: Водоизмещение: 4192 т. Размеры:
длина 138,9 м, ширина 14,84 м, осадка 4,47 м. Скорость полного хода: 34,5
узлов. Дальность плавания: 3800 миль при 14 узлах. Силовая установка:
паротурбинная, двухвальная, 85 000 л.с. Вооружение: 2 ПУ для противокорабельных
ракет (12-16 ракет КСЩ), 4х4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2х3 533-мм торпедных аппарата,
2 реактивных бомбомета РБУ-2500, вертолет Ка-15. Экипаж: 290 человек. ТТД
(после модернизации
по пр.57А): Водоизмещение: 4500 т. Размеры: длина - 140,6 м, ширина
- 14,84 м, осадка 4,65 м. Скорость полного хода: 32 узлов. Дальность плавания:
3800 миль при 18 узлах. Силовая установка: паротурбинная, двухвальная, 2x42500
л.с. Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК “Волна” (32 ракет), 2х4 57-мм орудия ЗИФ-75,
4х2 30-мм орудия АК-230, 2х5 торпедных аппарата ТА-53-1134, 3 РБУ-6000, 1 вертолет
Ка-25. Экипаж: 297 человек. История корабля: Большой ракетный
корабль пр.57-бис После модернизации: большой противолодочный корабль пр.57А
В СССР в конце 40-х годов ХХ века была разработана противокорабельная ракета
"Щука". Первоначально ракета предназначалась для запуска с самолетов
и береговых пусковых установок. Флоту оружие приглянулось, поскольку в теории
позволяло решить главную задачу: одним ударом вывести из строя авианосец или линкор,
стреляя вне дальности действия тяжелой артиллерии противника. Ракета получила
новое, не слишком изящное название КСЩ, сокращенное от "Корабельный снаряд
"Щука". Оставалось найти для нового "чудо-оружия" соответствующий
носитель. Задача состояла в том, чтобы, с одной стороны, ракетоносец был не очень
большим (только такие корабли могли стать многочисленными), а с другой стороны,
чтобы он мог действовать в океане на удалении от баз и, конечно же, нести несколько
трехтонных "щук". Единственным подходящим объектом, удовлетворявшим
таким достаточно противоречивым требованиям, оказался эскадренный миноносец проекта
56. Инженерам удалось добиться неплохого результата. Появление на бывшем
эсминце восьми тяжеленных "чужеродных тел" - самолетов-снарядов КСЩ,
а также пусковой установки для них привело лишь к относительно небольшой перестройке
надпалубных и внутренних помещений корпуса. Полное водоизмещение возросло всего
на 85 т. При этом артиллерийское вооружение претерпело серьезнейшие изменения.
Одной из своих 130-мм башен, кормовой, корабль лишался сразу: ее место заняла
массивная решетчатая конструкция - пусковая установка СМ-59. От носовой спарки
главного калибра также решили отказаться. Зато все счетверенные зенитные автоматы
оставили, причем дополнительная установка в носу обеспечивала прикрытие переднего
сектора (по опыту мировой войны, наиболее опасного в отношении атак авиации) двенадцатью
стволами. К тому же, на серийных эсминцах проекта 56М решили заменить 45-миллиметровки
более мощными и дальнобойными 57-мм автоматами. Оба пятитрубных торпедных аппарата
уступили место паре двухтрубных, расположенных побортно в самой середине корпуса.
Теперь они предназначались в основном для противолодочных торпед. К сожалению,
гвоздь проекта, комплекс КСЩ, имел слишком много недостатков. Прежде всего, чтобы
активная радиолокационная головка самонаведения могла захватить цель, "Щуку"
требовалось вывести в зону захвата, для чего, естественно, следовало знать примерное
местонахождение этой самой цели. А никаких специальных средств, кроме радиолокатора,
способного обнаруживать надводные объекты лишь на дальности прямой видимости,
в то время не имелось. Подготовка к старту занимала около 20 минут и представляла
собой опасную операцию. Требовалось заполнить топливные баки несколькими сотнями
литров горючего и подать огнеопасный снаряд на рельсовые направляющие стабилизированной
пусковой установки. Одновременно в прибор управления стрельбой "Кипарис-56М"
вводились исходные данные для автономного полета. Затем установка разворачивалась
в нужном направлении и производился пуск... Трудно представить себе противника,
который пожелал бы вытерпеть эту процедуру последовательно семь или восемь раз
- именно столько самолето-снарядов несли эти корабли. Конструкторы прекрасно осознавали,
что в боевых условиях возможность повторного пуска, скорее всего, не представится,
поэтому еще при проработке начального проекта 56ЭМ предполагалось разместить на
бывших эсминцах по две пусковых установки. Однако втиснуть их в уже готовый корпус
не удалось. В качестве альтернативы в ходе постройки первых ракетных 56-х
началось проектирование нового специализированного корабля с двумя комплексами
КСЩ. С целью экономии времени в новом проекте 57 сохранили основные пропорции,
расположение отсеков, механизмов и боевых постов, принятые на их перестроенных
предшественниках. Более того, корпус представлял собой, в сущности, увеличенную
копию 56-го. Прежним осталось и артиллерийское вооружение, но увеличенная ширина
позволила разместить трехтрубные торпедные аппараты вместо двухтрубных. Главное
же оружие - установки для пуска КСЩ - теперь имелось в удвоенном числе. Теоретически
корабль мог теперь выпустить пару ракет с интервалом всего в пять секунд! Потенциальная
мощь новых ракетных эсминцев привела к выделению их в отдельный класс "больших
ракетных кораблей", хотя как раз "большими" они не были, в полном
соответствии с доктриной "маленьких убийц плавучих крепостей". На
приемных испытаниях экспериментального "Бедового" была выпущена только
одна "Щука", поразившая тральщик с дистанции 18 миль. Последующие учебно-боевые
стрельбы доказали, что КСЩ при прямом попадании легко топит эсминец и полностью
выводит из строя крейсер. Хотя все стрельбы велись по неподвижным целям (в число
которых попали отечественные боевые корабли, предназначавшиеся уничтожению в годы
тотального сокращения надводного флота), можно не сомневаться в том, что если
бы на их месте оказались крейсера и эсминцы врага, им не удалось бы избежать тяжелейших
повреждений или гибели. Но именно отсутствие боевого опыта решило судьбу первых
советских ракетных эсминцев. Комплекс КСЩ признали устаревшим и несостоятельным.
Корабли, предназначавшиеся в качестве важного компонента подрыва господства США
на море, стали объектом странной модернизации. В 60-е годы приоритеты резко
изменились. Главной задачей для надводных боевых судов стала борьба с подводными
лодками. Носителей "щук" решили перестроить в противолодочные корабли,
по типу очень похожие на стандартные эсминцы западных держав. Модернизация, которой
подверглись все восемь единиц проекта 57-бис, стала одной из наиболее значительных
в советском флоте за все время его существования. Стоимость переоборудования каждого
большого ракетного корабля составляла примерно половину его начальной цены. Из
исходного вооружения остались лишь две 57-мм установки ЗИФ-75. Заметно усилилось
противолодочное вооружение, основу которого составили десять торпедных аппаратов.
Реактивные бомбометы заменили на более современные, имевшие вдвое большую дальность
стрельбы. Внушительно выглядели и средства ПВО - зенитный ракетный комплекс "Волна",
и 30-мм автоматы АК-230 с радио-локационным управлением огнем. Вполне современным
стало радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование. В общем, наш флот получил
неплохие боевые единицы, прослужившие до конца 80-х. "Бойкий"
был заложен 02.04.1959 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской
№ 1403) и 08.07.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 15.12.1959
г., вступил в строй 26.06.1961 г. и 14.10.1961 г. включен в состав ЧФ. В
период с 23.10.1970 г. по 06.04.1973 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде
на ССЗ им.А.А.Жданова по проекту 57А и 02.11.1972 г. переклассифицирован в БПК
(большой противолодочный корабль). 08.06.1970 г. перечислен в состав КСФ. 06.08
- 11.08.1966 г. нанес визит в Александрию (Египет); 15.02 - 20.02.1969 г.
- в Конакри (Гвинея); 05.03 - 10.03.1969 г. - в Лагос (Нигерия); 12.11
- 17.11.1974 г. - в Осло (Норвегия); 12.05 - 17.05.1975 г. - в Бостон (США).
09.02.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в
ОФИ для демонтажа и реализации и 17.07.1988 г. расформирован. В 1989 г.
продан частной фирме Испании на слом, но при буксировке из Кольского залива в
Эль-Фероло попал в сильный шторм и был выброшен на прибрежные камни у берегов
Северной Норвегии. |