ТТД: Водоизмещение: 1186 т. Размеры:
длина - 90,9 м, ширина - 10,2 м, осадка - 2,87 м. Скорость полного хода:
29 узлов. Дальность плавания: 1950 миль при 14,5 узлах. Силовая установка:
котлотурбинная, двухвальная, 2100 л.с. Вооружение: 3х1 100-мм артустановки
Б-34УСМ-А, 2x2 37-мм зенитных артустановок АУВ-11М, 1x2 533-мм торпедный аппарат,
1 РБУ МБУ-200, 4 бомбомета БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж: 168 чел. История
корабля: Сторожевой корабль пр.50 После Великой Отечественной войны
отечетвенному ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались
корабли небольшого водоизмещения. По личному указанию И.В. Сталина началась разработка
тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением 1200 т.
Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ
и обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское министерство
закончить разработку эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение
в СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ СССР утвердил своим постановлением
31 августа 1951 г. Главным конструктором СКР пр.50 на начальном этапе проектирования
был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г. - Б. И.
Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга
В.С. Авдеева. Корабли пр.50 были гладкопалубпыми с значительной седловатостыо
в носу, однотрубными, с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования
корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнены
с развалом у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых отсеков поперечными
переборками. Ко всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба
№6, мичманскою отсека и румпельного отделения, был обеспечен доступ без выхода
личного состава на верхнюю палубу. Рядовой и старшинский состав срочной
службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках, 15 запасных
мест предусматривалось на подвесных койках. Десять офицеров размещались в 7 каютах.
В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских специалистов.
Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию. В качестве основного
материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4
и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной системе, с установкой рамных
шпангоутов, флоров и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной
броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное и машинное отделения в районе
79,5—117,5 шп. по ширстреку и двум последующим поясьям нарушений обшивки, ходовая
рубка, обвесы ходового мостика и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был
электросварной за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных
листов. По результатам ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса СКР
пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех
ходах соответствовала нормам. Машинно-котельная установка располагалась
в трех смежных по длине корабля отсеках. В котельном отделении стояли два котла
КВГ-57/28, а в машинном два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем отсеке
вспомогательных механизмов - кормовая электростанция (два турбогенератора 7Д-7/1
по 150 кВт, стояночный дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный котел
и испарительная установка), там же располагалась и мастерская. Резервный дизель-генератор
ДГ-100/1 (100 кВт) размещался в носовой электростанции. На корабле применялся
трехфазный ток (220 В, 50 Гц). Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял
из однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного типа с расположенными
в ней ступенями заднего хода, одпопроточного конденсатора (расположенного под
турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой зубчатой передачи и маневрового
устройства. Агрегат ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного состояния.
В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей в турбинах периодически
возникали поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством
профессора М. И. Гринберга видела причину этого в возникавших резонансных колебаниях
лопаток на полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, что завод-изготовитель
и его СКБТ приняли повышенные (против ранее принимаемых в морском турбостроении)
допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить конструктивно и технологически
качественное изготовление турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным постановлением
СМ СССР были определены меры, направленные на устранение дефектов турбозубчатого
агрегата ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной скорости хода до 25
уз. действовавшее до 1955 г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности на
этих ГТЗА. Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось автоматически,
при помощи дистанционного управления и вручную. Дальность стрельбы по горизонту
составляла 121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная скорость снаряда
достигала 900 м/с, л скорострельность - 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220
выстр. (20 в кранцах первых выстрелов). Для управления их стрельбой использовалась
система ПУС "Сфера-50" с системой дистанционного управления СССП-50,
стабилизированным визирным постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой
гиростабилизации "Компонент". Пост СВП-42-50, совмещенный с антенным
постом РЛС "Якорь", располагался на крыше штурманской рубки на высоте
14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического дальномера по морской цели
достигала 126 кб. Дальность действия РЛС "Якорь" по морской цели - 180
кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты испытаний показали, что СВП-42-50 надежно
обеспечивал наведение орудий по морским и воздушным целям. Однако быстрый поиск
и захват воздушной цели схема целеуказания по длительности работного времени ПУС
(34-40 с) не обеспечивала. Новым в радиотехническом вооружении корабля по
было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа "Линь",
которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической станции (ГАС)
"Пегас-2". При скорости хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ.
находившуюся па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные мины и минные
поля - 7 кб (по техническим условиям - 3 кб). Строительство кораблей пр.50
шло довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 единиц, из них
ССЗ в Николаеве построил 20 единиц, служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном
флоте впервые была построена такая крупная серия сторожевых кораблей. В
процессе постройки или при модернизации на многих кораблях менялось вооружение.
Так, РЛС "Гюйс-1М4" заменили на РЛС "Фут-Н", РЛС "Якорь"
- на РЛС "Якорь-М", РЛС "Линь" - на РЛС "Нептун-М",
ГАС "Пегас-2" - на "Пегас-ЗМ". На кораблях пр. 50. модернизированных
по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две РБУ-2500 с общим
боекомплектом 128 РГБ-25. В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие
нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на заданном уровне на кораблях последних
модификаций и на модернизируемых пришлось размещать твердый балласт. СКР
пр.50 стали в отечественном ВМФ надводными кораблями второго (после ЭМ пр.30-бис)
типа, которые поставлялись в дружественные страны: Болгарию. Финляндию, Индонезию. Сторожевой
корабль "Куница" был зачислен в списки кораблей ВМФ 19.05.1952 г. и
27.05.1953 г. заложен на стапеле судостроительного завода № 445 им. 61 коммунара
в Николаеве (заводской номер №1127). Спущен на воду 30.11.1953 г., вступил в строй
23.12.1954 г. и 31.12.1954 г. включен в состав ЧФ. 01.06 - 31.06.1967
г. и 05.10 - 24.10.1973 г., находясь при несении боевой службы в зоне военных
действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным
силам Египта, а 01.05 - 31.12.1968 г. - вооруженным силам Сирии. С 28.07.1983
г. по 23.01.1984 г. на “Севморзаводе” им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел
средний ремонт. 04.05.1989 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 01.10.1989 г. расформирован и впоследствии
разделан на металл в Севастополе. |