ТТД: Водоизмещение: 3200 т. Размеры:
длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м. Скорость полного хода: 32,2
узла. Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах. Силовая установка: 2
ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного
шага Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726,
2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных
бомбомета РБУ-6000 Экипаж: 197 чел. История корабля: Сторожевой
корабль пр.1135 Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав
отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками
имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение
также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии
в морской зоне. Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке
двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты
159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан,
и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального
противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской
зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость
вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по
водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом
действовать и в удаленных районах океана. Первоначально разработку будущего
корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность
приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного
комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических
станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой
ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать
контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой
корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный
рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании
малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии
Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим
от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин. Тактико-техническое
задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное
назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска
и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе
морем". Первоначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один
ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один
ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве
основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение
ограничивалось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве
ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою
очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить
гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на
стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.
Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный
боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих
систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В
целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников",
что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс
СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года. По архитектуре
корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами,
клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской
низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение
длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения
ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на
14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву
при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и
внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Служебные
и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены
каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит
сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части
находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством
ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой
крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела
буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов. Диаметр циркуляции корабля
- 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного
хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота
составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т.
Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°. Мореходность "одиннадцать-тридцать
пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость
и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость
кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции
при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование
всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей
качки и более пяти баллов с их включением. Газотурбинная энергетическая
установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых
состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые
двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные
мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические
муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная
приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так
и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%. Время
пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива
- 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов)
- 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла)
- 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания
полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим
- 5000 миль. Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага,
с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала
- 320 об/мин. При проектировании особое внимание уделялось снижению физических
полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация
главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового
облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени
очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями
советского ВМФ. Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый
ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон".
Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью
- самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы
наведения и предстартовой автоматики. Пусковые установки КТ-106 имеют четыре
контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку
без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными
залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников
целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от
6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты
в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель. В качестве
боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде
корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется
от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный
поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ
- 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность
хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды
- 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг. Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс
УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только
подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных
ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций
корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет
большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения. В дополнение
к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки
РБУ-6000 "Смерч-2". Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М".
Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии
и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе
модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо
пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи
команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте
3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием
целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной
цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу
и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время
реакции комплекса на 6 - 8 с. После пуска первой ракеты происходит поворот
барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска
второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей
паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время
перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным
целям, 2,8 — по надводным. В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный
вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего
минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х
годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими
противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать
цели на высотах от 5 м. Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 — арткомплекс
АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок
АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался
АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100. На
всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135.
Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются
минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. Говоря
о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной
оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность,
хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют
об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно,
являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных
на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка,
маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК,
"длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель"
и многое другое. Сторожевой корабль "Ладный" был зачислен в списки
кораблей 17.02.1978 г. и 25.05.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи
(заводской номер №16). Спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980
г. и 25.02.1981 включен в состав КЧФ. 07.08 - 10.08.1981 нанес визит в Варну
(Болгария); 18.06 - 22.06.1996 -в Пирей (Греция). В 1991 и 1993 гг.
завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994
г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ). В 1994 г. участвовал
в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном
морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной
войне. 27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. СКР
"Ладный" в 2005-2006 году прошел плановый ремонт в Туапсе. В августе
2008 г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической
операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в
районе Суэцкого канала. 07.08.2009 г. в составе группы кораблей Черноморского
флота "Ладный" вышел из Севастополя для осуществления межфлотского перехода
по маршруту Севастополь-Балтийск для участия в учениях "Запад-2009".
Однако по приказу командования он был задействован в поисково-спасательной операции
по обнаружению пропавшего сухогруза "Arctic Sea" с российским экипажем,
бесследно исчезнувшего в районе побережья Португалии на пути в Гибралтар. 16.08.2009
г. сторожевой корабль "Ладный" обнаружил сухогруз в 300 милях от Островов
Зеленого мыса, высадив на него досмотровую группу. По данным следствия, "Arctic
Sea" был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России. В период
с по 16.08.2010 г. по 17.09.2010 г. корабль находился в Средиземном море, принял
участие в совместном российско-итальянском учении "Иониекс-2010"; так
же совершил деловые заходы в порты Греции, Франции, Ливии и Италии. В период
с 04.12.2011 г. по 15.01.2012 г. "Ладный" выполнял задачи в составе
корабельной авианосной группы ВМФ России в Средиземном море, посетив с деловыми
заходами порты Франции, Мальты, Испании и Сирии. За время похода корабль прошел
около 6000 морских миль.
В периоды с 06.02.2015 г. по 26.05.2015 г.,
с 23.09.2015 г. по 08.10.2015 г. корабль действовал в составе постоянного соединения
Военно-Морского Флота России в Средиземном море. В настоящее время корабль
находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ.
Командиры корабля в разное время: - капитан 2 ранга Андрей Дмитриев;
- капитан 2 ранга Александр Шварц; - капитан 2 ранга Олег Князев; - капитан
2 ранга Антон Величко; - капитан 2 ранга Сергей Арешкин; - капитан 2 ранга
Павел Юганцев; - капитан 2 ранга Виктор Смирнов. |