| ТТД:Водоизмещение: 1186 т.
 Размеры: 
длина - 90,9 м, ширина - 10,2 м, осадка - 2,87 м.
 Скорость полного хода: 
29 узлов.
 Дальность плавания: 1950 миль при 14,5 узлах.
 Силовая установка: 
котлотурбинная, двухвальная, 2100 л.с.
 Вооружение: 3х1 100-мм артустановки 
Б-34УСМ-А, 2x2 37-мм зенитных артустановки АУВ-11М, 1x2 533-мм торпедный аппарат, 
1 РБУ МБУ-200, 4 бомбомета БМБ-1, до 26 якорных мин.
 Экипаж: 168 чел.
 История 
корабля:Сторожевой корабль пр.50
 После Великой Отечественной войны 
отечетвенному ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались 
корабли небольшого водоизмещения. По личному указанию И.В. Сталина началась разработка 
тактико-технического задания (TT3) на новый СКР полным водоизмещением 1200 т. 
 Совет Министров ССР постановлением от 20 июля 1950 г. утвердил это ТТЗ 
и обязал Министерство судостроительной промышленности и Военно-морское министерство 
закончить разработку эскизного проекта в сентябре п представить его на утверждение 
в СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ СССР утвердил своим постановлением 
31 августа 1951 г. Главным конструктором СКР пр.50 на начальном этапе проектирования 
был Д.Д. Жуковский, затем (в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г. - Б. И. 
Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга 
В.С. Авдеева. Корабли пр.50 были гладкопалубпыми с значительной седловатостыо 
в носу, однотрубными, с одной треногой мачтой и двумя надстройками. Носовые образования 
корпуса по ватерлинии отличались значительным заострением, а шпангоуты выполнены 
с развалом у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых отсеков поперечными 
переборками. Ко всем боевым постам и помещениям, за исключением бомбового погреба 
№6, мичманскою отсека и румпельного отделения, был обеспечен доступ без выхода 
личного состава на верхнюю палубу.  Рядовой и старшинский состав срочной 
службы (147 чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом кубриках, 15 запасных 
мест предусматривалось на подвесных койках. Десять офицеров размещались в 7 каютах. 
В офицерских каютах имелось 4 запасных места для размещения флагманских специалистов. 
Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию. В качестве основного 
материала корпуса применили высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4 
и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной системе, с установкой рамных 
шпангоутов, флоров и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной 
броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное и машинное отделения в районе 
79,5—117,5 шп. по ширстреку и двум последующим поясьям нарушений обшивки, ходовая 
рубка, обвесы ходового мостика и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был 
электросварной за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером и съемных 
листов. По результатам ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса СКР 
пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация кормовой оконечности на всех 
ходах соответствовала нормам. Машинно-котельная установка располагалась 
в трех смежных по длине корабля отсеках. В котельном отделении стояли два котла 
КВГ-57/28, а в машинном два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем отсеке 
вспомогательных механизмов - кормовая электростанция (два турбогенератора 7Д-7/1 
по 150 кВт, стояночный дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный котел 
и испарительная установка), там же располагалась и мастерская. Резервный дизель-генератор 
ДГ-100/1 (100 кВт) размещался в носовой электростанции. На корабле применялся 
трехфазный ток (220 В, 50 Гц).  Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял 
из однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного типа с расположенными 
в ней ступенями заднего хода, одпопроточного конденсатора (расположенного под 
турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой зубчатой передачи и маневрового 
устройства. Агрегат ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного состояния. 
 В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей в турбинах периодически 
возникали поломки рабочих лопаток. Специальная комиссия под председательством 
профессора М. И. Гринберга видела причину этого в возникавших резонансных колебаниях 
лопаток на полных ходах (переднем и заднем). Дело в том, что завод-изготовитель 
и его СКБТ приняли повышенные (против ранее принимаемых в морском турбостроении) 
допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить конструктивно и технологически 
качественное изготовление турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным постановлением 
СМ СССР были определены меры, направленные на устранение дефектов турбозубчатого 
агрегата ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной скорости хода до 25 
уз. действовавшее до 1955 г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности на 
этих ГТЗА. Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось автоматически, 
при помощи дистанционного управления и вручную. Дальность стрельбы по горизонту 
составляла 121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная скорость снаряда 
достигала 900 м/с, л скорострельность - 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 
выстр. (20 в кранцах первых выстрелов). Для управления их стрельбой использовалась 
система ПУС "Сфера-50" с системой дистанционного управления СССП-50, 
стабилизированным визирным постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой 
гиростабилизации "Компонент". Пост СВП-42-50, совмещенный с антенным 
постом РЛС "Якорь", располагался на крыше штурманской рубки на высоте 
14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического дальномера по морской цели 
достигала 126 кб. Дальность действия РЛС "Якорь" по морской цели - 180 
кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты испытаний показали, что СВП-42-50 надежно 
обеспечивал наведение орудий по морским и воздушным целям. Однако быстрый поиск 
и захват воздушной цели схема целеуказания по длительности работного времени ПУС 
(34-40 с) не обеспечивала. Новым в радиотехническом вооружении корабля по 
было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных целей РЛС типа "Линь", 
которая могла обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической станции (ГАС) 
"Пегас-2". При скорости хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. 
находившуюся па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные мины и минные 
поля - 7 кб (по техническим условиям - 3 кб). Строительство кораблей пр.50 
шло довольно быстро и к 1958 г. на трех заводах было построено 68 единиц, из них 
ССЗ в Николаеве построил 20 единиц, служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном 
флоте впервые была построена такая крупная серия сторожевых кораблей.  В 
процессе постройки или при модернизации на многих кораблях менялось вооружение. 
Так, РЛС "Гюйс-1М4" заменили на РЛС "Фут-Н", РЛС "Якорь" 
- на РЛС "Якорь-М", РЛС "Линь" - на РЛС "Нептун-М", 
ГАС "Пегас-2" - на "Пегас-ЗМ". На кораблях пр. 50. модернизированных 
по варианту ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены две РБУ-2500 с общим 
боекомплектом 128 РГБ-25. В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие 
нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на заданном уровне на кораблях последних 
модификаций и на модернизируемых пришлось размещать твердый балласт.  СКР 
пр.50 стали в отечественном ВМФ надводными кораблями второго (после ЭМ пр.30-бис) 
типа, которые поставлялись в дружественные страны: Болгарию. Финляндию, Индонезию. Сторожевой 
корабль "Норка" был зачислен в списки кораблей ВМФ 14.03.1953 г. и 12.01.1954 
заложен на стапеле судостроительного завода № 445 им. 61 коммунара в Николаеве 
(заводской номер №1129). Спущен на воду 29.04.1954 г., вступил в строй 30.04.1955 
г. и 13.05.1955 г. включен в состав ЧФ.  18.07.1960 г. после межфлотского 
перехода вокруг Европы из Севастополя в Североморск перечислен в состав СФ.  
С 21.12.1970 г. по 01.10.1971 г. на КМОЛЗ в Кронштадте прошел средний ремонт. 04.05.1989 
г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа 
и реализации. 01.10.1989 г. расформирован и впоследствии разделан на металл в 
Архангельске. |