|   ТТД:  Водоизмещение: 3200 т.  Размеры: 
длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.   Скорость полного хода: 32,2 
узла.  Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.  Силовая установка: 2 
ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного 
шага   Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-100, 
2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных 
бомбомета РБУ-6000.  Экипаж: 197 чел. История корабля:  Сторожевой 
корабль пр.1135М  Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав 
отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками 
имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение 
также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии 
в морской зоне.  Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке 
двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 
159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, 
и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального 
противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской 
зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость 
вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по 
водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом 
действовать и в удаленных районах океана. Первоначально разработку будущего 
корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность 
приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного 
комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических 
станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой 
ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать 
контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой 
корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный 
рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании 
малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии 
Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим 
от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин. Тактико-техническое 
задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное 
назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска 
и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе 
морем". Первоначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один 
ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один 
ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве 
основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение 
ограничивалось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве 
ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою 
очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить 
гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на 
стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм. 
 Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный 
боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих 
систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В 
целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", 
что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс 
СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.  По архитектуре 
корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, 
клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской 
низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение 
длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения 
ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 
14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву 
при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и 
внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Служебные 
и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены 
каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит 
сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части 
находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством 
ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой 
крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела 
буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.  Диаметр циркуляции корабля 
- 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного 
хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота 
составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. 
Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.  Мореходность "одиннадцать-тридцать 
пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость 
и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость 
кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции 
при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование 
всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей 
качки и более пяти баллов с их включением. Газотурбинная энергетическая 
установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых 
состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые 
двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные 
мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические 
муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная 
приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так 
и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.  Время 
пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива 
- 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) 
- 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) 
- 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания 
полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим 
- 5000 миль. Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, 
с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала 
- 320 об/мин. При проектировании особое внимание уделялось снижению физических 
полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация 
главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового 
облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени 
очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями 
советского ВМФ.  Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый 
ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". 
Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью 
- самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы 
наведения и предстартовой автоматики.  Пусковые установки КТ-106 имеют четыре 
контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку 
без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными 
залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников 
целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 
6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты 
в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.  В качестве 
боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде 
корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется 
от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный 
поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ 
- 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность 
хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды 
- 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.  Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс 
УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только 
подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных 
ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций 
корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет 
большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения. В дополнение 
к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки 
РБУ-6000 "Смерч-2".  Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". 
Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии 
и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе 
модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо 
пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи 
команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 
3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием 
целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной 
цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу 
и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время 
реакции комплекса на 6 - 8 с.  После пуска первой ракеты происходит поворот 
барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска 
второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей 
паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время 
перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным 
целям, 2,8 - по надводным.  В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный 
вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего 
минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х 
годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими 
противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать 
цели на высотах от 5 м.  Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс 
АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок 
АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался 
АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100. На 
всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. 
Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются 
минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. Говоря 
о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной 
оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, 
хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют 
об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, 
являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных 
на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, 
маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, 
"длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" 
и многое другое.  Сторожевой корабль "Разительный" был зачислен 
в списки кораблей ВМФ 05.06.1974 г. и 11.02.1975 г. заложен по пр.1135М на стапеле 
Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде (заводской номер №161). Спущен на воду 
01.07.1976 г., вступил в строй 31.12.1976 г. и 05.02.1977 г. после межфлотского 
перехода из Балтийска в Севастополь был включен в состав КЧФ. 25.07 - 30.07.1981 
г. нанес визит в Триполи (Ливия);  28.12.1984 - 02.01.1985 г. -в Гавану (Куба);  
24.04 - 28.04.1989 - в Констанцу (Румыния).  14.07.1997 г. был расформирован, 
а 01.08.1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Севастополь” (U132). 08.09.1997 
г. исключен из состава ВМФ РФ. В составе ВМС Украины как боевая единица 
не использовалс по причине отсутствия финансовых средств на на ремонт и восстановление 
технической готовности. 30.11.2004 г. распоряжением Кабинета Министров Украины 
исключен из состава ВМС. Разоружён и в 2005 г. продан ВМС Турции как мишень для 
стрельб. 06.07.2006 г. был отбуксирован в Стамбул (Турция), впоследствии был разделан 
на металл в Алиаге.  Этим кораблем в разное время командовали: - капитан 
2 ранга Константин Клепиков.  |