ТТД:
Водоизмещение: 1077 т.
Размеры: длина - 82,3 м, ширина - 9,2 м, осадка
2,85 м.
Скорость полного хода: 33 узла.
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: ДГТУ, 2x15000 и 1x6000 л.с.
Вооружение: 2х2 артустановки АК-726, 1х5 400-мм
торпедный аппарат, 4 реактивных бомбомета РБУ-2500
Экипаж: 108 человек
История корабля:
Сторожевой корабль пр.159
В конце 50-х годов постоянно велись исследования
по разработке мощного морского охотника, получившего
номер проекта 159. Создаваясь как малые противолодочные
корабли, по водоизмещению они фактически приблизились
к сторожевым кораблям проекта 50.
Характерной особенностью сторожевиков 159-го
проекта стало интересное конструкторское решение:
применение комбинированной дизель-газотурбинной
ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал,
а ГТУ - на бортовые.
В качестве основного вооружения ПВО на этом корабле
решили использовать 76-мм двуствольные артустановки
АК-726 с РЛС управления "Фут-Б". Основу
противолодочного оружия на новом корабле впервые
в отечественном ВМФ составляли малогабаритные
противолодочные торпеды, размещаемые в пятитрубном
400-мм аппарате и четыре РБУ-2500.
Основное радиотехническое вооружение на корабле
было представлено РЛС общего обнаружения "Фут-Н"
и двумя ГАС "Титан" и "Вычегда".
Антенна ГАС размещалась в стационарном обтекателе
под килем корабля. Сам обтекатель изготавливался
из титана. Это был первый опыт применения титана
в кораблестроении.
Головной корабль проекта 159, получивший номер
СКР-1, был построен в 1961 году. В 1965 году была
построена первая серия этих кораблей - 19 номерных
СКР. Затем было принято решение о строительстве
второй серии СКР пр.159, но с составом вооружения
пр.35. Вторая серия этих кораблей, получившая
номер пр.159А, строилась с 1966 по 1972 год и
составила 29 кораблей. На них РБУ-2500 заменили
на более мощные РБУ-6000, установили второй торпедный
аппарат и модернизировали системы РЛС.
Сторожевой корабль "СКР-1" был зачислен
в списки кораблей ВМФ 26.01.1957 г. Заложен на
стапеле судостроительного завода № 340 "Красный
металлист" им. М.Горького в Зеленодольске
31.08.1957 г. Спущен на воду 31.08.1959 г.
Весной 1960 г. переведен по внутренним водным
системам в Азовское море, а оттуда - в Черное
море для прохождения сдаточных испытаний. Вступил
в строй 30.12.1961 г., а 19.01.1962 г. был включен
в состав Черноморского флота.
19.05.1966 был переклассифицирован в сторожевой
корабль и получил наименование "СКР-1".
На данном корабле проводились испытания противолодочного
комплекса РПК-1 "Вихрь", который впоследствии
поступил на вооружение противолодочных крейсеров-вертолетоносцев
пр.1123 "Москва" и "Ленинград".
5.02.1974-29.07.1974 г. проходил средний ремонт
на "Севморзаводе" им. С.Орджоникидзе
в Севастополе. 12.10.1977-1979 г. там же был модернизирован
и перестроен по опытному образцу.
Выведен из боевого состава и переклассифицирован
в опытовое судно (присвоен тактический номер "ОС-332")
30.03.1978 г.
01.10.1986 г. расформирован в связи со сдачей
в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.
Исключен из списков судов ВМФ 01.02.1987 г. и
позже разделан на металл в Севастополе.
|