ТТД: Водоизмещение: 1077 т. Размеры:
длина - 82,3 м, ширина - 9,2 м, осадка - 2,85 м. Скорость полного хода: 33
узла. Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах. Силовая установка: 36000
л.с. Вооружение: 2х2 артустановки АК-726, 1х5 400-мм торпедный аппарат, 4
реактивных бомбомета РБУ-2500 Экипаж: 108 человек История корабля:
Сторожевой корабль пр.159 В конце 50-х годов ХХ века постоянно велись исследования
по разработке мощного морского охотника, получившего номер проекта 159. Создаваясь
как малые противолодочные корабли, по водоизмещению они фактически приблизились
к СКР проекта 50. Характерной особенностью сторожевиков 159-го проекта стало
интересное конструкторское решение: применение комбинированной дизель-газотурбинной
ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ - на бортовые. В качестве
основного вооружения ПВО на этом корабле решили использовать 76-мм двуствольные
автоматы АК-726 с РЛС управления "Фут-Б". Основу противолодочного оружия
на новом корабле впервые в отечественном ВМФ составляли малогабаритные противолодочные
торпеды, размещаемые в пятитрубном 400-мм аппарате и четыре РБУ-2500. Основное
радиотехническое вооружение на корабле было представлено РЛС общего обнаружения
"Фут-Н" и двумя ГАС "Титан" и "Вычегда". Антенна
ГАС размещалась в стационарном обтекателе под килем корабля. Сам обтекатель изготавливался
из титана. Это был первый опыт применения титана в кораблестроении. Головной
корабль проекта 159, получивший номер СКР-1, был построен в 1961 году. В 1965
году была построена первая серия этих кораблей - 19 номерных СКР. Затем было принято
решение о строительстве второй серии СКР пр.159, но с составом вооружения пр.35.
Вторая серия этих кораблей, получившая номер пр.159А, строилась с 1966 по 1972
год и составила 29 кораблей. На них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ-6000,
установили второй торпедный аппарат и модернизировали системы РЛС. Сторожевой
корабль СКР-30 зачислен в списки кораблей ВМФ 12.05.1959 г. и 15.06.1960 г. заложен
на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (зав. №163). Спущен на воду 24.06.1961 г.,
вступил в строй 31.12.1962 г. и 06.02.1963 г. включен в состав КБФ. До
19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. Осенью 1968 г. был переведен по внутренним
водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.12.1968
г. перечислен в состав Черноморского флота. С 25.01 по 14.08.1968 г. на
КМОЛЗ в Кронштадте, с 27.06.1974 г. по 30.10.1974 г. и с 31.10.1985 г. по 10.09.1987
г. на "Севморзаводе" им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний
и капитальный ремонт. 30.03.1978 г. был выведен из боевого состава и переформирован
в опытовое судно (с 30.05.1978 г. переименован в ОС-333). 28.09.1990 г.
исключен из списков судов ВМФ в связи с разоружением и передачей Госснабу СССР
для использования в служебно-вспомогательных целях и 01.10.1990 г. расформирован. |