ТТД: Водоизмещение: 1077 т. Размеры:
длина - 82,3 м, ширина - 9,2 м, осадка - 2,85 м. Скорость полного хода: 33
узла. Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах. Силовая установка: 36000
л.с. Вооружение: 2х2 артустановки АК-726, 1х5 400-мм торпедный аппарат, 4
реактивных бомбомета РБУ-2500 Экипаж: 108 человек История корабля:
Сторожевой корабль пр.159 В конце 50-х годов ХХ века постоянно велись исследования
по разработке мощного морского охотника, получившего номер проекта 159. Создаваясь
как малые противолодочные корабли, по водоизмещению они фактически приблизились
к СКР проекта 50. Характерной особенностью сторожевиков 159-го проекта стало
интересное конструкторское решение: применение комбинированной дизель-газотурбинной
ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ - на бортовые. В качестве
основного вооружения ПВО на этом корабле решили использовать 76-мм двуствольные
автоматы АК-726 с РЛС управления "Фут-Б". Основу противолодочного оружия
на новом корабле впервые в отечественном ВМФ составляли малогабаритные противолодочные
торпеды, размещаемые в пятитрубном 400-мм аппарате и четыре РБУ-2500. Основное
радиотехническое вооружение на корабле было представлено РЛС общего обнаружения
"Фут-Н" и двумя ГАС "Титан" и "Вычегда". Антенна
ГАС размещалась в стационарном обтекателе под килем корабля. Сам обтекатель изготавливался
из титана. Это был первый опыт применения титана в кораблестроении. Головной
корабль проекта 159, получивший номер СКР-1, был построен в 1961 году. В 1965
году была построена первая серия этих кораблей - 19 номерных СКР. Затем было принято
решение о строительстве второй серии СКР пр.159, но с составом вооружения пр.35.
Вторая серия этих кораблей, получившая номер пр.159А, строилась с 1966 по 1972
год и составила 29 кораблей. На них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ-6000,
установили второй торпедный аппарат и модернизировали системы РЛС. Сторожевой
корабль СКР-40 зачислен в списки кораблей ВМФ 28.04.1960 г. и 28.10.1960 г. заложен
на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской №166). Спущен на воду 18.11.1961
г., вступил встрой 30.06.1964 г. и 23.11.1964 г., после перевода по внутренним
водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное, включен в состав
Черноморского флота. До 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. В
1964-66 гг. на корабле вместо кормовых АК-726 и РБУ-2500 была установлена буксируемая
гидроакустическая станция МГ-325 "Вега". С 13.08.1976 г. по 02.03.1978
г., с 18.07.1984 г. по 10.06.1985 г. на "Севморзаводе" им. С.Орджоникидзе
в Севастополе и с 03.02 по 12.11.1986 г. на СРЗ "Флотский арсенал" в
Варне (Болгария) проходил капитальный и средний ремонт. 25.01.1994 г. был
исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и
реализации. 01.09.1994 г. расформирован. |