ТТД:
Водоизмещение: 1186 т.
Размеры: длина - 90,9 м, ширина - 10,2 м, осадка
- 2,87 м.
Скорость полного хода: 29 узлов.
Дальность плавания: 1950 миль при 14,5 узлах.
Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная,
2100 л.с.
Вооружение: 3х1 100-мм артустановки Б-34-УСМА,
2x2 37-мм зенитных артустановок АУВ-11М, 1x2 533-мм
торпедный аппарат, 1 РБУ МБУ-200, 4 бомбомета
БМБ-1, до 26 якорных мин.
Экипаж: 168 чел.
История корабля:
Сторожевой корабль пр.50
После Великой Отечественной войны отечетвенному
ВМФ для дозорной службы и охраны небольших прибрежных
конвоев требовались корабли небольшого водоизмещения.
По личному указанию И.В. Сталина началась разработка
тактико-технического задания (TT3) на новый СКР
полным водоизмещением 1200 т.
Совет Министров ССР постановлением от 20 июля
1950 г. утвердил это ТТЗ и обязал Министерство
судостроительной промышленности и Военно-морское
министерство закончить разработку эскизного проекта
в сентябре п представить его на утверждение в
СМ СССР в октябре 1950 г. Технический проект СМ
СССР утвердил своим постановлением 31 августа
1951 г.
Главным конструктором СКР пр.50 на начальном
этапе проектирования был Д.Д. Жуковский, затем
(в СКБ-194) - В.И. Неганов, а с конца 1953 г.
- Б. И. Купенский. Наблюдающим от ВМС назначили
сотрудника 1 ЦНИИ МО капитана 1 ранга В.С. Авдеева.
Корабли пр.50 были гладкопалубпыми с значительной
седловатостыо в носу, однотрубными, с одной треногой
мачтой и двумя надстройками. Носовые образования
корпуса по ватерлинии отличались значительным
заострением, а шпангоуты выполнены с развалом
у верхней палубы. Корабль делился на 12 водонепроницаемых
отсеков поперечными переборками. Ко всем боевым
постам и помещениям, за исключением бомбового
погреба №6, мичманскою отсека и румпельного отделения,
был обеспечен доступ без выхода личного состава
на верхнюю палубу.
Рядовой и старшинский состав срочной службы (147
чел.) размещался в пяти носовых и одном кормовом
кубриках, 15 запасных мест предусматривалось на
подвесных койках. Десять офицеров размещались
в 7 каютах. В офицерских каютах имелось 4 запасных
места для размещения флагманских специалистов.
Для 10 мичманов оборудовали 3 каюты и свою кают-компанию.
В качестве основного материала корпуса применили
высокопрочную низколегированную сталь марки СХЛ-4
и броневую марки 48ПМ. Набирался он по продольной
системе, с установкой рамных шпангоутов, флоров
и бимсов через 2-3 шпации (1000-1500 мм). Противоосколочной
броней (толщина 7-8 мм) были защищены котельное
и машинное отделения в районе 79,5—117,5 шп. по
ширстреку и двум последующим поясьям нарушений
обшивки, ходовая рубка, обвесы ходового мостика
и шиты артиллерийских установок. Весь корпус был
электросварной за исключением соединения ширстрека
с палубным стрингером и съемных листов. По результатам
ходовых испытаний общая и местная прочность корпуса
СКР пр 50 были признаны удовлетворительными. Вибрация
кормовой оконечности на всех ходах соответствовала
нормам.
Машинно-котельная установка располагалась в трех
смежных по длине корабля отсеках. В котельном
отделении стояли два котла КВГ-57/28, а в машинном
два турбозубчатых агрегата ТВ-9 побортно и в третьем
отсеке вспомогательных механизмов - кормовая электростанция
(два турбогенератора 7Д-7/1 по 150 кВт, стояночный
дизель-генератор ДГ 25/1-1 (25 кВт), вспомогательный
котел и испарительная установка), там же располагалась
и мастерская. Резервный дизель-генератор ДГ-100/1
(100 кВт) размещался в носовой электростанции.
На корабле применялся трехфазный ток (220 В, 50
Гц).
Каждый турбозубчатый агрегат ТВ-9 состоял из
однокорпуспой турбины переднего хода, активно-реактивного
типа с расположенными в ней ступенями заднего
хода, одпопроточного конденсатора (расположенного
под турбиной идодь её оси), двухступенчатой двухопорпой
зубчатой передачи и маневрового устройства. Агрегат
ТВ-9 имел возможность пуска турбины из холодного
состояния.
В ходе проведения госиспытаний серийных кораблей
в турбинах периодически возникали поломки рабочих
лопаток. Специальная комиссия под председательством
профессора М. И. Гринберга видела причину этого
в возникавших резонансных колебаниях лопаток на
полных ходах (переднем и заднем). Дело в том,
что завод-изготовитель и его СКБТ приняли повышенные
(против ранее принимаемых в морском турбостроении)
допускаемые напряжения, но не смогли обеспечить
конструктивно и технологически качественное изготовление
турбин. В апреле и сентябре 1954 г. специальным
постановлением СМ СССР были определены меры, направленные
на устранение дефектов турбозубчатого агрегата
ТВ-9, и введено временное ограничение максимальной
скорости хода до 25 уз. действовавшее до 1955
г. Однако и в дальнейшем имели место неисправности
на этих ГТЗА.
Наведение артустановок Б-34-УСМА осуществлялось
автоматически, при помощи дистанционного управления
и вручную. Дальность стрельбы по горизонту составляла
121,0 кб, досягаемость по высоте 15000 м. Начальная
скорость снаряда достигала 900 м/с, л скорострельность
- 15 выстр./мин и боезапас на ствол 220 выстр.
(20 в кранцах первых выстрелов).
Для управления их стрельбой использовалась система
ПУС "Сфера-50" с системой дистанционного
управления СССП-50, стабилизированным визирным
постом СВП-42-50, с силовой наводкой АСП-50, системой
гиростабилизации "Компонент". Пост СВП-42-50,
совмещенный с антенным постом РЛС "Якорь",
располагался на крыше штурманской рубки на высоте
14,5 м от ватерлинии. Дальность действия оптического
дальномера по морской цели достигала 126 кб. Дальность
действия РЛС "Якорь" по морской цели
- 180 кб, а по воздушной до 165 кб. Результаты
испытаний показали, что СВП-42-50 надежно обеспечивал
наведение орудий по морским и воздушным целям.
Однако быстрый поиск и захват воздушной цели схема
целеуказания по длительности работного времени
ПУС (34-40 с) не обеспечивала.
Новым в радиотехническом вооружении корабля по
было принятие в качестве РЛС обнаружения надводных
целей РЛС типа "Линь", которая могла
обнаруживать низколетящие самолеты и гидроакустической
станции (ГАС) "Пегас-2". При скорости
хода около 20 уз она могла обнаруживать ПЛ. находившуюся
па перископной глубине на дальности 14 кб. а якорные
мины и минные поля - 7 кб (по техническим условиям
- 3 кб).
Строительство кораблей пр.50 шло довольно быстро
и к 1958 г. на трех заводах было построено 68
единиц, из них ССЗ в Николаеве построил 20 единиц,
служивших на ЧФ. Таким образом, в отечественном
флоте впервые была построена такая крупная серия
сторожевых кораблей.
В процессе постройки или при модернизации на
многих кораблях менялось вооружение. Так, РЛС
"Гюйс-1М4" заменили на РЛС "Фут-Н",
РЛС "Якорь" - на РЛС "Якорь-М",
РЛС "Линь" - на РЛС "Нептун-М",
ГАС "Пегас-2" - на "Пегас-ЗМ".
На кораблях пр. 50. модернизированных по варианту
ПЛО, вместо снятых бомбометов были установлены
две РБУ-2500 с общим боекомплектом 128 РГБ-25.
В связи с изменениями вооружения менялись и составляющие
нагрузки масс. Для поддержания остойчивости на
заданном уровне на кораблях последних модификаций
и на модернизируемых пришлось размещать твердый
балласт.
СКР пр.50 стали в отечественном ВМФ надводными
кораблями второго (после ЭМ пр.30-бис) типа, которые
поставлялись в дружественные страны: Болгарию,
Финляндию, Индонезию.
Сторожевой корабль "СКР-51" был зачислен
в списки кораблей ВМФ 20.02.1954 г. и 25.06.1954
г. заложен на стапеле судостроительного завода
№ 445 им. 61 коммунара в Николаеве (заводской
номер №1132). Спущен на воду 26.02.1955 г., вступил
в строй 28.09.1955 г. и 08.10.1955 г. включен
в состав ЧФ.
зачислен в списки кораблей ВМФ и заложен на
стапеле ССЗ № 445 им. 61 коммунара в Николаеве,
спущен на воду , вступил в строй и включен в состав
ЧФ. 31.12.1960 выведен из боевого состава, законсервирован
и сначала в Севастополе, 10.9.1968 в Очакове и
30.1.1975 в Донузлаве поставлен на отстой, с 12.7.1985
по 13.6.1988 на СРЗ в Поти прошел капитальный
ремонт. 15.2.1989 расконсервирован и вновь введен
в строй, но 24.6.1991 исключен из состава ВМФ
в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа
и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже
разделан на металл в Севастополе.
|