ТТД:
Водоизмещение: 1140 т.
Размеры: длина - 82,4 м, ширина - 9,1 м, осадка
- 3 м.
Скорость полного хода: 32 узла.
Дальность плавания: 2000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: ГТУ 2x18000 л.с., дизеля 2x6000
л.с.
Вооружение: 2x2 76-мм артустановки АК-726, 2x5
400-мм торпедных аппарата, 2x12 реактивных бомбомета
РБУ-6000 (120 РГБ-60).
Экипаж: 96 человек
История корабля:
Сторожевой корабль пр.35
В конце 50-х годов постоянно велись исследования
по разработке мощного морского охотника, получившего
номер проекта 159. Новый вариант этого корабля
получившего номер проекта 35, вначале классифицировался
как большой охотник, затем - как МПК, а позже
- как СКР. Эти сторожевики отличались от своего
прототипа более мощной ГЭУ и оригинальным гидротурбинным
движителем: вращаемые дизелями гребные винты были
помещены в трубы, в которые нагнетался воздух,
создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость
возрастала до 32 узлов; без применения форсажа
она составляла 20 узлов.
При сохранении главных размерений проекта 159,
состав вооружения данного корабля отличался заменой
четырех РБУ-2500 на второй пятитрубный 400-мм
торпедный аппарат и на 2 РБУ-6000. Вместо РЛС
"Фут-Н" устанавливалась РЛС "Рубка",
на части кораблей устанавливалась РЛС управления
"Турель".
Головной корабль проекта 35 вступил в строй 25
декабря 1964 года. Вся серия из 18 кораблей была
построена до 1967 года. Затем, по модернизируемому
проекту 35М было предусмотрено снять кормовой
400-мм торпедный аппарат, дополнительно разместить
2 РБУ-6000 и вместо ГАС "Титан" с "Вычегдой"
установить новые - подкильную "Платина-МС"
и буксируемую "Рось-К". За период с
1973 года по 1978 год было модернизировано 8 кораблей.
Сторожевой корабль СКР-6 был 10.04.1963 г. заложен
на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде (заводской
№ 182). Спущен на воду 06.02.1964 г. и 12.03.1966
г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Вступил в строй
30.11.1966 г. и 12.12.1966 г. включен в состав
ДКБФ.
До 19.05.1966 г. относился к подклассу ПЛК. 28.07.1967
г. перечислен в состав КЧФ и летом 1967 г. совершил
межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска
в Севастополь.
01.06 - 31.06.1967 г. и 01.01 - 31.12.1968 г.,
находясь при несении боевой службы в зоне военных
действий на Средиземном море, выполнял задачу
по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
С 19.07.1976 г. по 02.03.1978 г. и с 23.01.1984
г. по 08.04.1986 г. на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе
в Севастополе проходил капитальный ремонт.
Сторожевой корабль "СКР-6" непосредственно
участвовал в нашумевшей операции по выдворению
из советских территориальных вод в районе Фороса
американских военных кораблей.
В начале февраля месяца 1988 года стало известно о предстоящем
заходе в Черное море ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминца
"Кэрон" из состава 6-го флота США. Американские корабли,
пройдя турецкие проливы, 12 февраля вошли в Черное море.
Их сразу же взяли под наблюдение корабли разведки Черноморского
флота. В тот же день командующему Черноморским флотом
адмиралу Михаилу Хронопуло был отдан приказ действовать
в соответствии с ранее полученной директивой - в случае
нарушения ими госграницы действовать решительно, вплоть
до навала на данные корабли.
В эту операцию были назначены два сторожевых корабля:
"Беззаветный" и СКР-6. Двум СКР Черноморского флота надлежало
стать основной силой, предназначенной для пресечения возможных
действий по нарушению границы территориальных вод страны.
По данным центрального командного пункта (ЦКП) ВМФ СССР,
события в районе между Ялтой и Форосом, куда пришли американцы,
выглядели следующим образом. В 09.45 12 февраля 1988 года,
т.е. за полчаса до предполагаемого входа американцев в
форосский залив, с "Беззаветного" открытым текстом передали
на "Йорктаун": "Ваш курс ведет к пересечению территориальных
вод СССР". Предлагаю лечь на курс 110." Сигнал был оставлен
без ответа.
Тогда начальник штаба ЧФ приказывает командиру "Беззаветного"
передать на американский крейсер следующее предупреждение
по радио: "По существующим советским законам, право мирного
прохода иностранными военными кораблями в этом районе
запрещено. Во избежание инцидента, настоятельно рекомендую
изменить Ваш курс с целью предотвращения нарушения территориальных
вод СССР". В 10.15 с "Йорктауна" поступил ответ: "Вас
понял. Я ничего не нарушаю. Действую согласно международным
правилам".
Тогда в дело вмешался сам командующий ЧФ адмирал
Хронопуло. По его приказу "Беззаветный" передает
на американский крейсер предупреждение: "До
входа в территориальные воды СССР - 20 кабельтовых.
В случае нарушения Вами территоиальных вод имею
приказ вытеснять Вас вплоть до навала". В 10.45
"Йорктаун" вновь отвечает на "Беззаветный" стандартной
фразой: "Курс менять не буду. Пользуюсь правом
мирного прохода. Ничего не нарушаю". И тут же
пересекает границу территориальных вод СССР. Вслед
за ним это делает и следовавший в кильватер ракетному
крейсеру эсминец "Кэрон". Пограничный СКР "Измаил"
поднимает сигнал: "Вы нарушили границу территориальных
вод СССР".
Тем временем "СКР-6" стал догонять
американский эсминец, который уклонился от навала
увеличением скорости хода. Однако "СКР-6"
продолжал следовать за эсминцем. Тут же все советские
корабли подняли сигнал: "Вы нарушили государственную
границу СССР. Требую немедленно покинуть воды
СССР". "Беззаветный" в это время находился на
траверзе левого борта "Йорктауна", а СКР-6 следовал
в кильватер эсминцу "Кэрон". Американские корабли
продолжали двигаться в сторону крымского побережья.
Вероятно, изменение курса не предусматривалось
планами американской стороны или же это было уже
вне компетенции командиров кораблей.
В 10.56 эсминец "Кэрон", заметив решительный
маневр догонявшего его "СКР-6", который
находился в 150 метрах, поспешно поднял сигнал:"
Не подходить к борту!" В это же время "Беззаветный"
следовал всего в полусотне метров от "Йорктауна".
Последовал последний обмен сигналами. И вновь
на сообщение "Беззаветного" о нарушении границы
с "Йорктауна" ответили отрицательно. И тогда оба
черноморских сторожевика, резко увеличив ход,
начали навал на вдвое более крупные американские
корабли. "Беззаветный" постоянно докладывал на
командный пункт флота в Севастополе дистанцию:
"до крейсера 20 метров, 10 метров…". На кормовой
палубе "Йорктауна", столпились у борта матросы.
Одни фотографируют приближение "Беззаветного",
другие просто смотрят. Но вскоре всем им стало
не до шуток - прямо на леера надвигался нос советского
сторожевика. В 11.02 "Беззаветный" навалился на
левый борт крейсера, со скрежетом он прошелся
по леерам и пусковой установке ракет "Гарпун",
смяв их.
Тем временем "СКР-6" навалился на левый
борт в кормовой части эсминца "Кэрон", повредив
ему ему шлюпку и шлюпбалку. На "СКР-6"
был смят фальшборт и погнуты леерные стойки. Только
точный расчет и мастерство командиров обоих кораблей
позволили выполнить непростой приказ, продемонстрировав
решительность собственных намерений, не переходя
при этом опасную грань.
Одновременно с этим, в этой сложной ситуации
все же удалось избежать более серьезных повреждений
и человеческих жертв. В 11.40 адмирал Хронопуло
передал на "Беззаветный" и "СКР-6" приказ
из Москвы: "Отойти от кораблей США, передать им
требование покинуть территориальные воды СССР.
Быть готовыми к повторному навалу. Отойдя от американских
кораблей на безопасное расстояние, оба сторожевика
продолжили сопровождение нарушителей в полной
готовности к повторению маневра. Однако необходимость
в этом отпала. Оба американских корабля легли
на курс выхода из территориальных вод, не рискнув
возвращаться тем же путем, как они это практиковали
прежде. Выйдя в нейтральные воды, они легли в
дрейф, ведя активные переговоры по радио со своим
начальством. Затем оба корабля взяли курс в сторону
Босфора, не заходя более в советские территориальные
воды.
19.04.1990 г. был исключен из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа
и реализации. 01.08.1990 г. расформирован и позже
разделан на металл в Севастополе.
|