ТТД: Водоизмещение: 14300 т. Размеры:
длина - 175 м, ширина - 25,1 м, осадка - 7,5 м. Скорость полного хода: 20
узлов. Дальность плавания: 15000 миль на 10 уз. Силовая установка: дизель-электрическая,
мощность полного хода 25000 л.с., 2 вала. Вооружение: 1 вертолет Ка-27ПС.
Экипаж: 312 чел. + 106 пассажиров. История судна: Спасательное
судно пр.537 Проектирование океанского спасателя пр.537 (шифр проекта "Осьминог")
было начато в 1962 г. Западным ПКБ, главный конструктор - М.К.Горшков, наблюдающий
от флота - В.М.Сухоруких. Основные средства спасательных судов пр.537 -
это спасательные, рабочие и поисковые дводные аппараты различных типов ("Поиск-2"
пр.1832 - 1, "Приз" пр.1855 - 2, АРС пр.1839 - 1, подводный самоходный
телеуправляемый комплекс МТК-200 - 1). Спасательные аппараты могли работать
на глубинах около 500 метров, специальный поисково-обследовательский ап- парат
(СПОА) "Поиск-2" для выполнения подводных работ на глубинах около 2
000 м. Для обследования объектов имелся телевизионный комплекс МТК-200. Кроме
того, комплекс водолазного оборудования позволял работать водолазам на глубинах
около 200 м. Подводные аппараты размещались в специальном вентилируемом
эллинге, оборудованном средствами перемещения на спуско-подъемную позицию левого
или правого борта в условиях качки, средствами погрузки, выгрузки и транспортировки
аккумуляторных батарей в помещение для зарядки. Подводные аппараты могут
быть спущены и подняты с воды на борт при волнении моря до 5 баллов специальным
ГСПУ грузоподъемностью 100 т с правого или левого борта. Спасательные аппараты
могут быть состыкованы с приемно-выходными отсеками декомпрессионых камер правого
или левого борта судна. Из штатных спасательных средств имелась буксируемая
лебедка тягой 60/30 тс и битинг с тяговым усилием 400 тс. Водоотливные средства
имели суммарную производительность до 4 000 мЗ/час. Важным элементом спасательных
средств стал поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на корабле была
оборудована площадка и ангар. Из-за сложности решения организационно-технических
и финансовых проблем (ориентировочная цена составила 71,5 млн.руб. в ценах 1983
г.) ввод судов этого проекта задержался (СС "Эльбрус" вступил в строй
в 1980 г., а СС "Алагез" по модернизированному проекту - в 1989 г.). Спасательное
судно "Эльбрус" было заложено 20.04.1975 г. в Николаеве на ССЗ им.61
коммунара. Спущено на воду 21.08.1976 г. 03.03.1980 г. судно временно на
период заводских и государственных испытаний принято в состав аварийно-спасательных
судов. Вступило в строй 28.12.1980 г. 17.02.1981 г. судно было включено
в состав Черноморского флота (приказ командующего ЧФ №079 от 17.02.1981 г.). Спасательное
судно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах,
в которых участвовал Черноморский флот. Во второй половине 1989 г. судно
встало на ремонт в Николаеве, однако он сильно затянулся, и так и не окончив его,
27.07.1994 г. СС "Эльбрус" было переведено обратно в Севастополь спасательными
буксирными судами флота. 01.07.1997 г. был расформирован экипаж судна, а
01.12.1997 г. "Эльбрус" был исключен из состава флота. Судно было
продано на слом в 1998 г. частной португальской фирме, отбуксировано в Алиагу
(Турция), где и было разделано на металл. |