ТТД: Водоизмещение: 180,8 т. Размеры:
длина - 34,9 м, ширина - 6,5 м, осадка - 1,85 м. Скорость полного хода :
15,7 узлов. Дальность плавания: 1050 миль на 10 уз. Силовая установка:
дизельная, мощность полного хода 2500 л.с., 3 вала. Вооружение: не несет.
Спец. снаряжение: 4 ствола для пожаротушения производительностью по 200 м.куб./ч.
Экипаж: 26 чел. История судна: Противопожарный катер пр.364 Катера
этого класса изначально проектировались с акцентом на обеспечение радиоактивной
и химической безопасности кораблей при ведении боевых действий. В 70-х годах военные
корабли ВМФ СССР были оснащены штатными средствами защиты от оружия массового
поражения, и дезактивационные катера утратили свою актуальность, поэтому были
переоборудованы с акцентом на противопожарные задачи - тушение пожаров на кораблях
и судах флота, а также береговых объектах портовой инфраструктуры. Кроме того,
наличие мощных насосов, способных откачивать воду из отсеков затопленного судна,
а также нагнетать воздух в понтоны, позволяет ПЖК успешно решать задачи судоподъема. Всего
с 1953 по 1967 год было построено 84 катера на ССЗ в г. Рыбинске и Хабаровске.
На вооружении этого катера находилось четыре лафетных ствола, так же были зарезервированы
места для 12,7-мм пулемётов. Противопожарный катер ПЖК-70 был построен
и вступил в строй в 1967 году. До 1977 г. имел название ПДК-70 (противопожарный
дезактивационный катер). Катер входил в состав аварийно-спасательной службы
(АСС) ЧФ. 18.02.1992 г. находящийся в консервации у причала № 2 Крымской
военно-морской базы (Донузлав) на якоре противопожарный катер ПЖК-70 оказался
в штормовых условиях. Скорость порывов шквалистого ветра превышала 30 м/с. В 17
часов 30 минут вахтенный обнаружил, что якорь ползет и уже через девять минут
при резком усилении ветра были оборваны кабели электропитания с берега. Экипаж
ПЖК-70 запустил дизель-генератор, но в период с 18 часов до 18 часов 30 минут
катер получил ряд небольших пробоин в районе кормы. Машинное отделение начало
затапливаться. Из-за большой амплитуды качки и быстрого поступления воды в 18
часов 31 минуту заглох дизель-генератор. Через 10 минут машинное отделение было
почти полностью затоплено, крен на левый борт увеличился до 30-45° с дифферентом
на корму в 10-15°. Корпус ПЖК-70 был сильно разрушен в кормовой части ударами
о причал. Экипаж по приказу командира начал покидать тонущий катер. В 19 часов
50 минут к борту ПЖК-70 попытался подойти рейдовый буксир РБ-38 и около десяти
минут его моряки пытались завести буксирный конец. Но возможность выполнения спасательных
работ к этому времени была утрачена и в 21 час 30 минут катер затонул. Весной
1992 года ПЖК-70 был поднят и сдан на слом. |