ТТД: Водоизмещение: 275 т. Размеры: длина
- м, ширина - м, осадка - м. Скорость полного хода: узлов. Дальность
плавания: миль. Силовая установка: котломашинная, 250 л.с. Экипаж: - чел.
История судна: Спасательно судно Бывший плавучий маяк
"Таганрогский", построен на заводе мариупольского купца Петра Регира
в 1902 г. В 1908 г. судно переоборудовано в плавучий маяк и служило в таком качестве
с 1911 по 1918 гг., обеспечивая безопасность подхода судов к порту Таганрог. Затонуло
в 1918 г. Поднят ЭПРОН в 1931 г. После переоборудования с 1934 г. он входил
в состав Черноморской экспедиции ЭПРОН. С началом Великой Отечественной
войны спасательный буксир "Шахтер" был включен в состав Черноморского
флота и получил на вооружение две 45-мм пушки и пулемет М-1 "Максим"
7,62-мм в зенитном исполнении (на треноге). С первого дня войны совместно с другими
силами и средствами Черноморской экспедиции ЭПРОНа "Шахтер" под командованием
техника-интенданта 1 ранга Павла Крысюка принял активное участие в аварийно-спасательном
обеспечении действий Черноморского флота на северо-западе Черного моря. Спасательный
буксир вывозил ценное оборудование, технику и вооружение, буксировал поврежденные
и не способные самостоятельно идти корабли и суда в Севастополь. 31.10.1941
г. экипаж спасательного судна "Шахтер" возвращался с боевого задания.
Увидев, что вражеская авиация бомбит Евпаторию, командир спасателя старший лейтенант
П.И. Крысюк решил идти в евпаторийский порт для оказания помощи находившимся там
судам. Умело маневрируя, создав дымовую завесу, они прикрыли разгружавшиеся суда.
Фашистские самолеты обрушили на маленькое суденышко шквал смертоносного груза,
обстреливали его из пулеметов. Неравная борьба шла несколько часов. Экипаж "Шахтера"
потерял командира и половину личного состава. С наступлением темноты "Шахтер"
под командованием штурмана И.Г. Романенко взял курс на Севастополь. Когда спасатель
пришел в базу, на его корпусе насчитали 486 пробоины, из них около 40 - ниже ватерлинии.
2 ноября эпроновцы похоронили погибших товарищей. После Второй мировой войны
"Шахтер" участвовал в многочисленных судоподъемных работах, оказывал
помощь кораблям Черноморского флота. Его экипаж и водолазы обследовали десятки
тысяч квадратных миль морского дна, нашли и обезвредили десятки морских мин, оказали
помощь многим аварийным кораблям и судам в борьбе с водой. Спасательное
судно "Шахтер" было списано в 1951 г. Этим судном в разное время
командовали: - старший лейтенант Крысюк П.И.. |