ТТД: Водоизмещение: 569 т. Размеры: длина
- 58 м, ширина - 8,5 м, осадка - 2,3 м. Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 3500 миль на 10 уз. Силовая установка: дизельная, 2200
л.с., 2 вала. Спец. снаряжение: водолазные станции, водолазный колокол, декомпресионные
камеры, системы обеспечения ПЛ. Экипаж: 77 чел. История судна:
Спасательное судно ПЛ, переоборудованное из пр.254 Первым послевоенным
морским тральщиком стал базовый тральщик пр.254 (позднее корабли данного проекта
отнесли по классификации к МТЩ). ТТЗ на его проектирование было выдано в 1946
году в ЦКБ-363 (позже Западное ПКБ). Главным конструктором был назначен Г.М. Вераксо,
главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. Проект, созданный
в 1946 году, предусматривал освоение нового поточно-позиционного метода сборки
корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль
в отечественном ВМФ, выполненный полностью сварным. Корабль имел полубачную
архитектуру. Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь марки
Ст.4с. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всем протяжении
корпус набирался по продольной системе набора. Корабли имели второе дно, форштевень
с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного
типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Суммарная
мощность двух главных двигателей (дизелей типа 9Д) равнялась 2200 л с. и обес-
печивала скорость полного хода более 14 узлов. Стандартное водоизмещение достигало
500 т, а полное - 569 т. Скорость экономического хода равнялась 10 узлов. На этой
скорости дальность плавания была 3800 миль. Корабли были построены крупной
серией на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде и в Керчи на ССЗ "Залив".
Головной МТЩ пр.254 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала
60-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире.
Большое количество тральщиков пр.254 было поставлено на экспорт (в основном, модификация
пр.254К). Много кораблей этого проекта было переоборудовано в корабли вспомогательного
назначения (водолазные, спасатели и т.д.). Первоначально построен как тральщик
Т-75 по пр.254. Заложен в Керчи на ССЗ №532 25.05.1952 г. (заводской №123), спущен
на воду 15.12.1952 г., вступил в строй 30.06.1953 г., вошел в состав Черноморского
флота. 11.01.1958 г. тральщик Т-75 после переоборудования в Севастополе
на СРЗ №13 по пр.254С, был переклассифицирован в спасательное судно подводных
лодок. 05.02.1958 г. корабль получил новое название - СС-13. Судно было
оснащено необходимыми техническими и специальными средствами для обеспечения работы
водолазов на глубинах до 250 метров и оказания помощи экипажу затонувшей подводной
лодке методом свободного всплытия и с переходом в водолазный колокол. Судно базировалось
на Керчь. СС-13 в начале 70-х годов ХХ века было передано в Севастопольскую
школу водолазов. 20.10.1981 г. спасательное судно СС-13 было списано и
выведено из состава флота. В дальнейшем было передано МСУ №108 как водолазное
судно, затем передано АП "Гидромонтаж" с переименованием в "Эпрон-2". В
декабря 1991 г. судно отошло Украине. Этим судном в разное время командовали: -
капитан-лейтенант Балин Н.И. |