ТТД: Водоизмещение: 3230 т. Размеры:
длина - 90 м, ширина - 14,3 м, осадка - 5,4 м. Скорость полного хода: 17,8
узлов. Дальность плавания: 10500 миль на 11 уз. Силовая установка: дизель-электрическая,
4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 КВт, 2 электромотора ПГ-215 по 2570 КВт, мощность
полного хода 7000 л.с., 2 вала. Вооружение: зарезервированы места для установки
двух спаренных 57-мм АУ ЗИФ-31Б. Спец. снаряжение: лебедка 25 т, грузовая
стрела 12 т, битенг - два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб.м/час,
семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб.м/ч, системы водяной
завесы и пенотушения, две водолазные станции, обеспечивающие погружения на глубину
до 200 м, два водолазных колокола СК-64 для той же глубины, стоповое телевизионное
оборудование МТ-60 для подводных работ, наблюдательная камера НК-300. Экипаж:
135 чел. История судна: Спасательное судно пр.527М Боевая
служба в удаленных районах потребовала наличия в составе сил обеспечения флота
специальных спасательных судов (СС), способных оказать эффективную помощь кораблям
в аварийных ситуациях. Строившиеся в середине 50-х гг. XX века морские буксиры
позволяли проводить ограниченные по объему спасательные работы и на небольших
удалениях от системы базирования. Решать вопросы спасения подводных лодок эти
суда практически не могли. Поэтому в 1953 г. ВМФ было выдано ТТЗ в Западное
ПКБ на разработку универсального спасательного судна пр.527. Главным конструктором
был назначен Н.Г. Лощинский, главным наблюдающим от ВМФ В.М.Сухоруких. Судно
было оснащено водолазными и спасательными колоколами, рассчитанными для работы
на глубинах до 200м, оборудованием для производства водолазных работ на глубинах
до 60 м и другим спасательным снаряжением. Имелись стационарные и переносные средства
водоотлива общей производительностью до 3600 м.куб./час, два пожарных насоса и
7 лафетных стволов, системы водяной завесы и пенотушения, буксирная лебедка с
тяговым усилием 25 тс. Полное водоизмещение достигло 3 090 тонн. Скорость полного
хода 18 8 узлов, а со скоростью 11 узлов дальность плавания достигала 10 500 миль,
автономность 35 суток. Главная энергетическая установка дизель-электрическая в
составе 4-х дизель-генераторов постоянного тока мощностью по 1 375 кВт и двух
гребных электродвигателей мощностью по 2 570 кВт. Головное спасательное судно
было построено в Николаеве в 1959 году. Увеличение глубины погружения подводных
лодок привело к необходимости создания модифицированного спасательного судна пр.527М,
способного работать на глубинах до 500 м. Этот проект разрабатывался в том же
ПКБ, но главным конструктором был М.К.Горшков, а главным наблюдающим от ВМФ капитан
2 ранга Н.И.Головнев. В результате модернизации были установлены ГАС для поиска
подводных объектов, ГАС подводной связи и стоповая телевизионная аппаратура МТ-60.
Полное водоизмещение достигло 3 330 тонн, а скорость снизилась на 1 узел. Головной
спасатель по пр.527М был построен в 1965 году. Всего было построено 9 спасателей
пр.527, 527M. Спасательное судно СС-21 было заложено 27.11.1957 г. в Николаеве
на судостроительном заводе им. 61 коммунара по пр.527 (заводской №1601), вступило
в строй 30.09.1960 г. в состав Северного флота. В 1967 году судно было
переведено на Черноморский флот для ремонта и переоборудования на заводе имени
61 Коммунара по пр.527М. C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона
37-й бригады аварийно-спасательных судов. На судне были установлены две
навигационные РЛС "Дон", а так же ГАС поиска подводных объектов МГА-6.
Судном обеспечивалась буксировка судов водоизмещением более 15 тыс. т. В его четырех
соединяющихся между собой барокамерах могли одновременно проходить декомпрессию
до 48 человек. Судно находилось в зоне боевых действий в периоды: -
01.06.1968 г. - 30.12.1968 г. (Египет, п.Александрия); - 07.12.1971 г. - 12.06.1972
г. (Египет, п.Александрия); - 24.11.1972 г. - 07.01.1974 г. (Египет, п.Александрия,
п.Мерса-Матрух, п.Саид и Сирия, п.Тартус); - 19.10.1977 г. - 21.11.1977 г.
(Египет, п.Саид); - 21.11.1977 г. - 20.04.1978 г. (Эфиопия, о.Дахлак, п.Массауа
и Йемен, п.Аден); - 20.04.1978 г. - 25.10.1978 г. (Сирия, п.Тартус);
- 23.09.1981 г. - 08.08.1982 г. (Сирия); Судно принимало участие в различных
аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот:
1974 г. - работы на месте гибели БПК "Отважный"; 1983 г. -
работы на месте гибели подводной лодки Щ-204; 1986 г. - работы на месте гибели
пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов". 27.07.1994 г. спасательное
судно СС-21 было выведено из состава флота, списано и передано в Одесское морское
параходство. Впоследствии продано АСПТР Черноморского пароходства как гражданский
буксир-спасатель, переименовано в "Подводник Маринеско". В 1995 г. переименовано
в "Pan Gulf" (IMO: 8872629), флаг Белиз, находился в эксплуатации по
всему мировому океану до 1997 г., после чего был списан и разделан на металл. В
разное время судном командовали: - капитан-лейтенант Селиверстов Г.Г.;
- капитан-лейтенант Юрганов В.Ф.; - капитан-лейтенант Асламов В.А.;
- капитан 2 ранга Арюков; - капитан 3 ранга Кузьмищев В.; - капитан-лейтенант
Величко В.В. |