| ТТД:Водоизмещение: 3230 т.
 Размеры: 
длина - 90 м, ширина - 14,3 м, осадка - 5,4 м.
 Скорость полного хода: 17,8 
узлов.
 Дальность плавания: 10500 миль на 11 уз.
 Силовая установка: дизель-электрическая, 
4 дизель-генератора 3Д-100М по 1375 КВт, 2 электромотора ПГ-215 по 2570 КВт, мощность 
полного хода 7000 л.с., 2 вала.
 Вооружение: зарезервированы места для установки 
двух спаренных 57-мм АУ ЗИФ-31Б.
 Спец. снаряжение: лебедка 25 т, грузовая 
стрела 12 т, битенг - два по 200 т, мощность водоотливных средств 3600 куб.м/час, 
семь стволов для пожаротушения производительностью по 220 куб.м/ч, системы водяной 
завесы и пенотушения, две водолазные станции, обеспечивающие погружения на глубину 
до 200 м, два водолазных колокола СК-64 для той же глубины, стоповое телевизионное 
оборудование МТ-60 для подводных работ, наблюдательная камера НК-300.
 Экипаж: 
135 чел.
 История судна:Спасательное судно пр.527М
 Боевая 
служба в удаленных районах потребовала наличия в составе сил обеспечения флота 
специальных спасательных судов (СС), способных оказать эффективную помощь кораблям 
в аварийных ситуациях. Строившиеся в середине 50-х гг. XX века морские буксиры 
позволяли проводить ограниченные по объему спасательные работы и на небольших 
удалениях от системы базирования. Решать вопросы спасения подводных лодок эти 
суда практически не могли. Поэтому в 1953 г. ВМФ было выдано ТТЗ в Западное 
ПКБ на разработку универсального спасательного судна пр.527. Главным конструктором 
был назначен Н.Г. Лощинский, главным наблюдающим от ВМФ В.М.Сухоруких. Судно 
было оснащено водолазными и спасательными колоколами, рассчитанными для работы 
на глубинах до 200м, оборудованием для производства водолазных работ на глубинах 
до 60 м и другим спасательным снаряжением. Имелись стационарные и переносные средства 
водоотлива общей производительностью до 3600 м.куб./час, два пожарных насоса и 
7 лафетных стволов, системы водяной завесы и пенотушения, буксирная лебедка с 
тяговым усилием 25 тс. Полное водоизмещение достигло 3 090 тонн. Скорость полного 
хода 18 8 узлов, а со скоростью 11 узлов дальность плавания достигала 10 500 миль, 
автономность 35 суток. Главная энергетическая установка дизель-электрическая в 
составе 4-х дизель-генераторов постоянного тока мощностью по 1 375 кВт и двух 
гребных электродвигателей мощностью по 2 570 кВт. Головное спасательное судно 
было построено в Николаеве в 1959 году. Увеличение глубины погружения подводных 
лодок привело к необходимости создания модифицированного спасательного судна пр.527М, 
способного работать на глубинах до 500 м. Этот проект разрабатывался в том же 
ПКБ, но главным конструктором был М.К.Горшков, а главным наблюдающим от ВМФ капитан 
2 ранга Н.И.Головнев. В результате модернизации были установлены ГАС для поиска 
подводных объектов, ГАС подводной связи и стоповая телевизионная аппаратура МТ-60. 
Полное водоизмещение достигло 3 330 тонн, а скорость снизилась на 1 узел.  Головной 
спасатель по пр.527М был построен в 1965 году. Всего было построено 9 спасателейпр.527, 527M.
 Спасательное судно СС-21 было заложено 27.11.1957 г. в Николаеве 
на судостроительном заводе им. 61 коммунара по пр.527 (заводской №1601), вступило 
в строй 30.09.1960 г. в состав Северного флота.  В 1967 году судно было 
переведено на Черноморский флот для ремонта и переоборудования на заводе имени 
61 Коммунара по пр.527М.  C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й дивизиона 
37-й бригады аварийно-спасательных судов. На судне были установлены две 
навигационные РЛС "Дон", а так же ГАС поиска подводных объектов МГА-6. 
Судном обеспечивалась буксировка судов водоизмещением более 15 тыс. т. В его четырех 
соединяющихся между собой барокамерах могли одновременно проходить декомпрессию 
до 48 человек. Судно находилось в зоне боевых действий в периоды:- 
01.06.1968 г. - 30.12.1968 г. (Египет, п.Александрия);
 - 07.12.1971 г. - 12.06.1972 
г. (Египет, п.Александрия);
 - 24.11.1972 г. - 07.01.1974 г. (Египет, п.Александрия, 
п.Мерса-Матрух, п.Саид и Сирия, п.Тартус);
 - 19.10.1977 г. - 21.11.1977 г. 
(Египет, п.Саид);
 - 21.11.1977 г. - 20.04.1978 г. (Эфиопия, о.Дахлак, п.Массауа 
и Йемен, п.Аден);
 - 20.04.1978 г. - 25.10.1978 г. (Сирия, п.Тартус);
 - 23.09.1981 г. - 08.08.1982 г. (Сирия);
 Судно принимало участие в различных 
аварийно-спасательных и поисковых работах, в которых участвовал Черноморский флот: 
1974 г. - работы на месте гибели БПК "Отважный";
 1983 г. - 
работы на месте гибели подводной лодки Щ-204;
 1986 г. - работы на месте гибели 
пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов".
 27.07.1994 г. спасательное 
судно СС-21 было выведено из состава флота, списано и передано в Одесское морское 
параходство. Впоследствии продано АСПТР Черноморского пароходства как гражданский 
буксир-спасатель, переименовано в "Подводник Маринеско". В 1995 г. переименовано 
в "Pan Gulf" (IMO: 8872629), флаг Белиз, находился в эксплуатации по 
всему мировому океану до 1997 г., после чего был списан и разделан на металл. В 
разное время судном командовали:- капитан-лейтенант Селиверстов Г.Г.;
 - капитан-лейтенант Юрганов В.Ф.;
 - капитан-лейтенант Асламов В.А.;
 - капитан 2 ранга Арюков;
 - капитан 3 ранга Кузьмищев В.;
 - капитан-лейтенант 
Величко В.В.
 |