ТТД: Водоизмещение: 115 т. Размеры: длина
- 28,5 м, ширина - 5,5 м, осадка - 1,7 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: 900 миль при 9 узлах. Силовая установка: 1 дизель 6ЧСП23/30,
450 л.с., 1 вал. Экипаж: 22 чел. История судна: Водолазное
морское судно пр.522 Для проведения подводных работ небольшой сложности
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. Один из специальных проектов - водолазный
бот пр.522 (проект ЦКБ-19) строительство которого продолжалось с 1953 по 1960
годы. Всего для ВМФ было построено более 60 ботов. Полное водоизмещение их составляло
115 тонн, скорость хода 10 узлов. Оборудование включало одну водолазную станцию
с допустимой рабочей глубиной в 60 м, декомпрессионную камеру, а так же грузовую
стрелу грузоподъемностью 1,5 т. Водолазный морской бот ВМ-108 был построен
в Ленинграде на ССЗ №370 "Петрозавод" в 1958 г. (строительный №352).
Вошел в состав Черноморского флота. Изначально водолазный бот был приписан к Керченско-Феодосийской
ВМБ. За долгие годы поисково-спасательной деятельности за кормой ВМ-108
водолазными специалистами произведено свыше 4 тысяч глубоководных спусков с общим
временем свыше 6,5 тысяч часов (более 270 суток жизни под водой). За это время
обследовано более 40 тысяч кв. метров причального фронта и морской акватории. С
1977 г. был переклассифицирован в водолазное морское судно. ВМ-108 было
задействовано практически во всех судоподъемных работах по очистке акватории Цемесской
бухты от затонувших объектов и поисково-спасательных мероприятиях, в том числе
и операцию на месте трагедии, затонувшего в районе Новороссийска 31.08.1986 г.
парохода "Адмирал Нахимов". Решением правительственной комиссии
было сформировано две экспедиции - от Черноморского флота и Черноморского морского
пароходства. ВМ-108 в составе экспедиции Черноморского флота 2 сентября прибыло
на место трагедии. Задача - обследовать все помещения парохода от миделя (110-й
шпангоут) в корму и извлечь из них тела погибших. Военным морякам был определен
значительно более сложный по объему участок - на восьми палубах кормовой части
парохода размещалось 184 пассажирские каюты, 77 кают команды, 106 служебных помещений,
30 гальюнов и умывальных комнат, 38 ванных и душевых, 6 баров, салонов и буфетов,
3 ресторана, 15 вестибюлей, 47 трапов, 785 погонных метров коридоров. В
ходе поисково-спасательной операции было задействовано около 100 водолазов ВМФ.
За весь период работ со 2 по 19 сентября они провели 568 спусков с общим временем
нахождения водолазов под водой 1360 часов 30 минут. Всего ими осмотрены 253 помещения.
В результате проделанной работы в районе катастрофы общими силами спасателей были
подняты тела 279 погибших, из них водолазами экспедиции ЧФ - 129. С 1996
г. ВМ-108 вошло в состав Новороссийской ВМБ. В настоящее время судно входит
в состав Новороссийского 314-го отряда аварийно-спасательных судов, активно используется
в деятельности Черноморского флота. |