ТТД: Водоизмещение: 116 т. Размеры: длина
- 28,5 м, ширина - 5,5 м, осадка - 1,7 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: 900 миль при 9 узлах. Силовая установка: 1 дизель 6ЧСП23/30,
450 л.с., 1 вал. Экипаж: 20 чел. История судна: Водолазное
морское судно пр.522 Для проведения подводных работ небольшой сложности
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. Один из специальных проектов - водолазный
бот пр.522 (проект ЦКБ-19) строительство которого продолжалось с 1953 по 1960
годы. Полное водоизмещение их составляло 115 тонн, скорость хода 10 узлов. Оборудование
включало одну водолазную станцию с допустимой рабочей глубиной в 60 м, декомпрессионную
камеру, а так же грузовую стрелу грузоподъемностью 1,5 т. Морской водолазный
бот ВМ-125 был заложен 23.12.1957 г. на судостроительном заводе №370 "Петрозавод"
в Ленинграде (заводский №365). После окончания приемных испытаний 28.08.1959 г.
в Финском заливе, отправлен по внутренним путям на Черное море. Первоначально
вошел в состав минно-торпедного полигона ВВС ЧФ в Евпатории. В 1961 г.
был передан в балаклавскую бригаду подводных лодок, а в 1965 г. его переподчинили
409 отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы ЧФ. Судно находилось
в зоне боевых действий в периоды: - 11.04.1975 г. - 13.11.1975 г. (Египет,
п.Александрия); - 27.11.1981 г. - 02.07.1982 г. (Сирия, п.Тартус); -
25.04.1985 г. - 11.11.1986 г. (Сирия, п.Тартус); - 02.04.1988 г. - 28.04.1989
г. (Сирия, п.Тартус); - 11.05.1991 г. - 10.05.1992 г. (Сирия, п.Тартус). C
15.11.1976 г. входил в состав 162-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных
судов. В 1977 г. был переклассифицирован в морское водолазное судно. 11.04.1989
г. находящийся примерно в 39 милях от порта Тартус в Средиземном море ВМ-125 подвергся
обстрелу 2 сирийских вертолетов. По нему выпущено более 4 НУРСов. Первый залп
поразил корму ВМ-125 и вызвал на нем пожар, второй залп - попал в среднюю часть
корпуса с левого борта в районе камбуза. Был убит старшина 2 статьи Евгений
Шкидченко, тяжело ранены старший мичман Виктор Бисеров, и старший матрос Вершков,
легкие ранения получили еще четверо матросов и командир ВМ-125 старший мичман
Борис Ершов. На судне возникли пожары, в корпус начала поступать вода. Экипаж
судна подавил очаги пожара, ликвидировал течи в корпусе. Судно сохранило плавучесть
и было отбуксировано спасательным буксиром СБ-524 в порт Тартус (Сирия). За
мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, Приказом Президиума
Верховного совета СССР №468-1 от 25.08.1989 г. экипаж ВМ-125 был награжден: -
Оредном Красной Звезды: командир водолазного судна старший мичман Ершов Б.А.,
старшина команды мотористов Бисеров В.А., старшина 2 статьи Шкидченко Е.Е., командир
отделения водолазов (посмертно); - Медалью Ушакова: старший матрос Бузаев
В.А., моторист, старшина второй статьи Вершков С.В., моторист, старшина 1 статьи
Калошников А.А., командир отделения рулевых-сигнальщиков, старшина 1 статьи Карабана
В.М., командир отделения водолазов, старший матрос Кравцов А.Л., водолаз, старшина
2 статьи Куницкий Ю.В., командир отделения мотористов, старший матрос Тагисараев
Р.М., кок; - Медалью "За боевые заслуги": лейтенант медицинской
службы Сонин Л.Н.; - Медалью Нахимова: старший матрос Долбышев П.В., водолаз,
старший матрос Жилсков А.А., рулевой-сигнальщик, старшина 1 статьи Кондрашов К.Е.,
командир отделения водолазов, старший мичман Назаренко М.И., старшина команды
водолазов. Всего судно провело 12 боевых служб в Средиземном море. В
январе 1999 г. ВМ-125 участвовал в аварийно-спасательных работах на сухогрузном
судне "Ксеноула-М" (Республика Кипр, порт приписки Лимасол), стоявшго
у восточного причала северного дока Севастопольской бухты и протараненного египетским
сухогрузом "Домеат", заходившим в порт. С 01.2012 г. входит в
состав 2-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на Севастополь. Этим
судном в разное время командовали: - мичман Сомов С.И.; - мичман Игорь Алексеев;
- мичман Войников В.И.; - старший мичман Ершов Б.А; - капитан Александр
Закемовский. |