ТТД: Водоизмещение: 300 т. Размеры: длина
- 40,9 м, ширина - 8 м, осадка - 2,02 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная,
600 л.с., 2 вала. Экипаж: 24 чел. История судна: Водолазное
морское судно пр.535 Для проведения подводных работ небольшой сложности
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. В 70-е гг. ХХ века была построена серия водолазных
ботов пр.535, разработанных Западным ПКБ, с полным водоизмещением в 300 т. Эти
боты оснащались двумя водолазными станциями и другим оборудованием для производства
подводных работ на глубинах до 60 м, а так же грузоподьемной стрелой на 2,5 тонны.
Конструктивно представляет из себя стальное двухвинтовое водолазное морское
судно с гладкой палубой, со значительной седловатостью в носу, с рубкой в средней
части и машинным отделением, смещенным в корму, с наклонным носом и транцевой
кормой. Система набора корпуса судна смешанная: днище в средней части и палуба
- продольная, борта и платформа - поперечная. Силовая установка представляет из
себя два четырёхтактных быстроходных дизеля 3Д12 мощностью по 300 лс.с, с реверс-редукторами,
гребные винты - два четырёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 1170
мм. На судне предусмотрено буксирное устройство для буксировки самого судна и
буксировки других судов. Противопожарные средства представлены одним электронасосом
производительностью 40 куб.м/ч, а так же одним насосом забортной воды производительностью
10 куб.м/ч. Навигационное оборудование судна - радиолокатор "Донец-2"
и радиопеленгатор "Рыбка". Для лечебной рекомпрессии в водолазном посту
имеется рекомпрессионная камера с предкамерой диаметром 1200 мм. Автономность
этих судов составляет 10 суток. Всего по этому проекту на Гороховецком ССЗ в период
с 1970 по 1983 года было построено 20 судов. Водолазное морское судно ВМ-154
было построено на Гороховецком ССЗ (строительный №113), вошло в состав Черноморского
флота в декабре 1974 г. Судно входило в состав 39-й аварийно-спасательной
школы ВМФ. Основной задачей являлась подготовка молодых водолазов для ВМФ. Помимо
тренировочных упражнений с курсантами-водолазами судно привлекалось для обеспечения
боевой подготовки кораблей флота и дежурства в составе спасательного отряда флота.
В 1975 г. судно привлекалось для работы на затонувшем БПК "Отважный",
в 1978 г. - оказание помощи малому противолодочному кораблю на рейде озера Донузлав
и успешный водолазный поиск упавшего в море самолета в районе г. Саки. В 1985
и 1986 гг. судно находилось вдали от родных берегов и выполняло задачи боевой
службы в Красном море. 01.02.1987 г. водолазное морское судно ВМ-154 вошло
в состав 158-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов. В 1988
г. с помощью ВМ-154 поднимал затонувшую плавучую мастерскую ПМР-86. В этом же
году поднял три секции 400-тонных причалов, и большое количество боезапаса обнаруженного
на дне Севастопольской бухты. Судно находилось в зоне боевых действий в
период с 08.05.1988 г. по 01.07.1989 г. (Эфиопия, о.Дахлак). В сентябре-октябре
1990 г. участвовало в судоподъемной операции по подъему транспортного плавучего
дока ТПД-17 на внешнем рейде с глубины 24 метра. Зима 1991 г. - поиск и подъем
погибшего самолета в Каркинитском заливе. В 1992 г. - судоподъемные работы на
озере Донузлав, 1992-1993 гг. аналогичные работы в Феодосии, а в 1993-1994 гг.
- в Новороссийске. С 01.2012 г. входит в состав 2-й группы 145-го отряда
спасательных судов с базированием на Севастополь. Этим судном в разное время
командовали: - старший лейтенант В. Жуков; - старший мичман М. Сапижак;
- старший мичман Сергей Акимов. |