ТТД: Водоизмещение: 300 т. Размеры: длина
- 40,9 м, ширина - 8 м, осадка - 2,02 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная,
600 л.с., 2 вала. Экипаж: 24 чел. История судна: Водолазное
морское судно пр.535 Для проведения подводных работ небольшой сложности
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. В 70-е гг. ХХ века была построена серия водолазных
ботов пр.535, разработанных Западным ПКБ, с полным водоизмещением в 300 т. Эти
боты оснащались двумя водолазными станциями и другим оборудованием для производства
подводных работ на глубинах до 60 м, а так же грузоподьемной стрелой на 2,5 тонны.
Конструктивно представляет из себя стальное двухвинтовое водолазное морское
судно с гладкой палубой, со значительной седловатостью в носу, с рубкой в средней
части и машинным отделением, смещенным в корму, с наклонным носом и транцевой
кормой. Система набора корпуса судна смешанная: днище в средней части и палуба
- продольная, борта и платформа - поперечная. Силовая установка представляет из
себя два четырёхтактных быстроходных дизеля 3Д12 мощностью по 300 лс.с, с реверс-редукторами,
гребные винты - два четырёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 1170
мм. На судне предусмотрено буксирное устройство для буксировки самого судна и
буксировки других судов. Противопожарные средства представлены одним электронасосом
производительностью 40 куб.м/ч, а так же одним насосом забортной воды производительностью
10 куб.м/ч. Навигационное оборудование судна - радиолокатор "Донец-2"
и радиопеленгатор "Рыбка". Для лечебной рекомпрессии в водолазном посту
имеется рекомпрессионная камера с предкамерой диаметром 1200 мм. Автономность
этих судов составляет 10 суток. Всего по этому проекту на Гороховецком ССЗ в период
с 1970 по 1983 года было построено 20 судов. Водолазное морское судно ВМ-413
было построено на Гороховецком ССЗ (заводской №101), вступило в состав флота в
декабре 1970 г., являясь головным судном своего проекта. В 1971 г. судно
участвовало в поднятии стотонного плавучего крана, затонувшего в устье Черной
речки. В 1972 г. найден на дне Каркинитского залива и поднят истребитель времен
Великой Отечественной войны Як-8, в бухте Карантинная поднят затонувший торпедный
катер. В 1973 г. в районе м. Пицунда судном осуществлен успешный водолазный
поиск, остропка и подъем самолета Ту-16. В 1975 г. в районе мыса Фиолент судном
был найден и поднят на поверхность немецкий средний танк. В 1975 г. водолазное
судно ВМ-413 высаживало свою аварийно-спасательную группу и вместе с другими спасательными
судами оказывало помощь противолодочному крейсеру "Москва" в борьбе
с пожарами и за непотопляемость и большому противолодочному кораблю "Керчь"
в борьбе за живучесть. Водолазы судна обследовали и ремонтировали донно-забортную
арматуру этих аварийных кораблей. C 15.11.1976 г. входило в состав 158-й
дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов. Судно находилось в
зоне боевых действий в периоды: - 17.05.1983 г. - 05.11.1983 г. (Эфиопия,
о.Дахлак); - 04.05.1984 г. - 16.11.1984 г. (Сирия, п.Тартус); - 01.07.1990
г. - 01.03.1991 г. (Эфиопия, о.Дахлак). За мужество и отвагу, проявленные
при выполнении специального задания командования, командир " ВМ-413 старший
мичман Бирюков Александр Константинович Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 26.08.1988 г. был награжден медалью "За боевые заслуги". В
1991 г. под артиллерийским и оружейным огнем сепаратистов ВМ-413 по распоряжению
командования восьмой эскадры ВМФ вышел из района архипелага и продолжал еще некоторое
время выполнять задачи боевой службы в северной части Индийского океана. В
1998 г. судно было переведено на гражданский штат. В 1999 г. экипаж судна
в составе других судов спасательного отряда принимал участие в тушении пожара
на ремонтирующемся в заводе имени С.О. Орджоникидзе большом противолодочном корабле
"Очаков". В 2000 г. судном было выполнено водолазное обследование большого
десантного корабля "Николай Фильченков" после взрыва на его борту боезапаса.
01.08.2001 г. судно вошло в состав сформированного 255-го дивизиона 37-й
бригады аварийно-спасательных судов. 27.08.2001 г. ВМ-413 оказывал помощь
в борьбе за непотопляемость малому противолодочному кораблю "Касимов".
В ночь на 01.03.2003 г. судно по тревоге вышло из базы. В Севастопольской
бухте плавучий причал №30а, обеспечивающий нормальное функционирование плавучих
доков ПД-88 и ПД-30, в результате неправильных действий обслуживающего персонала
начал принимать воду в отсеки. Его затопление грозило надолго вывести из строя
оба плавучих дока. В результате тяжелого круглосуточного труда в течение трех
суток, плавучий причал и оба дока были спасены. Водолазное морское судно
ВМ-413 было списано в 2009 году, длительное время находилось на отстое у причала
в б.Стрелецкая (Севастополь). В апреле 2014 г. судно было разделано на металл
в Инкермане. Этим судном в разное время командовали: - лейтенант М.
Ткачев; - старший лейтенант А. Ананян; - старший мичман А. Мичурин;
- старший мичман П. Прибора; - старший мичман Н. Клименко; - старший мичман
А. Ершов; - старший мичман А. Бирюков; - старший мичман М. Чернощеков;
- старший мичман В. Воронцов; - капитан В. Войников. |