ТТД: Водоизмещение: 300 т. Размеры: длина
- 40,9 м, ширина - 8 м, осадка - 2,02 м. Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах. Силовая установка: дизельная,
600 л.с., 2 вала. Экипаж: 24 чел. История судна: Водолазное
морское судно пр.535 Для проведения подводных работ небольшой сложности
и в районах морей с небольшими глубинами в ВМФ СССР использовались водолазные
боты различного водоизмещения. Это были или суда специальной постройки или различные
катера приспособленные для этого. В 70-е гг. ХХ века была построена серия водолазных
ботов пр.535, разработанных Западным ПКБ, с полным водоизмещением в 300 т. Эти
боты оснащались двумя водолазными станциями и другим оборудованием для производства
подводных работ на глубинах до 60 м, а так же грузоподьемной стрелой на 2,5 тонны.
Конструктивно представляет из себя стальное двухвинтовое водолазное морское
судно с гладкой палубой, со значительной седловатостью в носу, с рубкой в средней
части и машинным отделением, смещенным в корму, с наклонным носом и транцевой
кормой. Система набора корпуса судна смешанная: днище в средней части и палуба
- продольная, борта и платформа - поперечная. Силовая установка представляет из
себя два четырёхтактных быстроходных дизеля 3Д12 мощностью по 300 лс.с, с реверс-редукторами,
гребные винты - два четырёхлопастных винта фиксированного шага диаметром 1170
мм. На судне предусмотрено буксирное устройство для буксировки самого судна и
буксировки других судов. Противопожарные средства представлены одним электронасосом
производительностью 40 куб.м/ч, а так же одним насосом забортной воды производительностью
10 куб.м/ч. Навигационное оборудование судна - радиолокатор "Донец-2"
и радиопеленгатор "Рыбка". Для лечебной рекомпрессии в водолазном посту
имеется рекомпрессионная камера с предкамерой диаметром 1200 мм. Автономность
этих судов составляет 10 суток. Всего по этому проекту на Гороховецком ССЗ в период
с 1970 по 1983 года было построено 20 судов. Водолазное морское судно ВМ-416
было построено на Гороховецком ССЗ (заводской №108), вступило в строй в феврале
1972 г. C 15.11.1976 г. входило в состав 158-го дивизиона 37-й бригады
аварийно-спасательных судов. На протяжении длительного времени судно осуществляло
аварийно-спасательное обеспечение автономных подводных снарядов, предназначенных
для спасения экипажей затонувших подводных лодок и выполнения различного рода
работ, после их всплытия на поверхность. В дальнейшем экипаж водолазного
судна продолжал обеспечивать испытание автономных аппаратов, обеспечивал работу
учёных биологов по изучению поведения и дрессировки морских животных - дельфинов
и морских львов, транспортировал их из одного научно-исследовательского центра
в другой. Работал на сотрудников акционерного общества "Океаногеотехнология"
по исследованию слоя сероводородной зоны в районе Ялты, обеспечивал испытание
подводного старта ракет морского базирования. Судно находилось в зоне
боевых действий в периоды: - 04.04.1987 г. - 30.04.1988 г. (Сирия, п.Тартус);
- 01.06.1989 г. - 25.07.1990 г. (Эфиопия, о.Дахлак). В 1998 г. судно
было переведено на гражданский штат. C 01.08.2001 г. судно входило в состав
162-го дивизиона 37-й бригады аварийно-спасательных судов. Водолазное морское
судно ВМ-416 было списано и выведено в отстой в 2009 году. В ночь на 06.03.2014
г. корпус судна был использован в качестве дополнительного препятствия (наряду
с корпусом БПК "Очаков" и водолазного судна ВМ-232) на фарватере при
выходе из оз.Донузлав (Крым) с целью недопущения выхода из него находившихся украинских
боевых кораблей и вспомогательных судов. В дальнейшем корпус судна силами специального
судоподъемного отряда были поднят с фарватера и перемещен на отмель внутри оз.Донузлав. В
сентябре 2018 г. корпус судна на понтонах был отбускирован в Стрелецкую бухту
Севастополя, где в феврале-марте 2019 г. он был разделан на металл. Этим
судном в разное время командовали: - лейтенант Д. Гагин; - старший мичман
П. Ткачук; - старший мичман В. Федоров; - капитан Н. Костыра. |