ТТД: Водоизмещение: 459 т. Размеры: длина
- 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,13 м. Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах. Силовая установка: 2х1500 л.с.,
2 вала. Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм
пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала
К-1, 1 змейковый трал. Экипаж: 44 чел. История корабля:
Базовый тральщик пр.58 Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения тактико-технического задания
на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в
1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр.3 и его дальнейших модификаций,
были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий. Постройка тральщиков
была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных
кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые
тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского
флота и 4 - для Черноморского. Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом
опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз",
хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению
с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели),
устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л.
с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль. В совокупности новые решения, принятые на корабле пр.3,
давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки
и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен
первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков
отечественного Военно-Морского Флота пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных
полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей
и борьба с подводными лодками. В ходе постройки тральщиков в их проект
вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению
трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и
оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально
предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны
меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести
корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали уже с учетом предложения по повышению
остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр.
53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на
Севастопольском заводе и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. Кроме
того, на Севастопольском судостроительном заводе было по пр. 58 было построено
семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53. Тральщик "Т-412"
был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 14.04.1939 г. (заводской
№255), спущен на воду 05.11.1939 г., сдан 30.03.1941 г., 23.04.1941 г. поднят
флаг ВМФ. Получил бортовой номер "16". В период Великой Отечественной
войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Входил в состав десантных отрядов
в Феодосию (в конце декабря 1941 - начале января 1942 г.), Судак (февраль 1942
г.), 19.07.1942 г. получил бортовой номер "15", а 06.01.1943 г. был
назван "Арсений Раскин" в память о Раскине Арсении Львовиче - начальнике
политуправления Черноморского флота, погибшем на боевом посту в 1942 г. За
годы войны тральщик прошел около 50 тыс. миль, отконвоировал вместе с другими
кораблями 200 транспортов, доставил к месту боев боеприпасы, топливо, продовольствие
и другое военное имущество. На корабль фашистами сброшено 480 авиабомб и выпущено
24 торпеды. После освобождения Крыма участвовал в разминировании севастопольских
бухт. 24.08.1944 г. на нем смонтирован электромагнитный трал, под тактическим
номером "ЭМТЩ-412" разминировал акватории и порты Черного моря. Награжден
орденом Красного Знамени. 07.04.1956 г. корабль был исключен из боевого
состава и переформирован в корабль обеспечения боевой подготовки. Имя тральщика
увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г. |