ТТД:
Водоизмещение: 260 т.
Размеры: длина - 40,5 м, ширина - 7,7 м, осадка
- 2,1 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля М-870ФТК, 2400 л.с.,
2 вала.
Вооружение: 1х2 30-мм артустановка АК-230М, 1х4
ПУ ПЗРК, тралы.
Экипаж: 32 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.257Д
Создание противоминных кораблей нового поколения
- базовых тральщиков (БТЩ) проектов 257Д, 257ДМ,
257ДМЭ - в значительно большей степени учитывало
новые требования в военной области. Их появление
было обусловлено желанием использовать в конструкциях
корпуса, основных механизмов и оборудования новых
материалов, а также применение перспективных образцов
искателей мин и искателей - уничтожителей мин.
При этом ВМФ выдвинул задачу "создать современный
БТЩ, который мог бы не только обладать собственной
высокой защищенностью от подрыва на минах различных
типов, но и нести на себе и использовать в качестве
нового противоминного средства искатели-уничтожители
мин". ВМФ видел решение этой проблемы в значительном
снижении уровней собственных магнитного, электрического,
гидроакустического и гидродинамического полей
корабля, для чего предлагалось "создать небольшой
по водоизмещению (до 250 т) БТЩ с корпусом из
древесины или маломагнитной стали".
Работы над эскизным проектом корабля составлялись
на конкурсной основе двумя организациями - ЦКБ-19 и Западным ПКБ (главные конструкторы,
соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков). После
рассмотрения представленных вариантов в начале
1958 года была утверждена проектная документация
Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого
водоизмещения корабля из двух вариантов проекта
- с корпусом из древесины (пр.257Д) или маломагнитной
стали (пр.257М) - остановились на первом и решили
в дальнейшей работе применять нормы обитаемости
и запасов пресной воды, принятые в проектировании
боевых катеров. Главным наблюдающим от ВМФ по
проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев.
На новом БТЩ по сравнению с предшественниками
удалось снизить уровень магнитного поля почти
в 50 раз, акустического в 10, а электрического
в 5. Удалось достичь и значительного снижения
гидродинамического поля. В качестве материала
корпуса применили древесину и фанеру, для фундаментов,
механизмов, устройств и оборудования частично
или полностью
использовали маломагнитную сталь и легкие сплавы.
Кроме того, размагничивающее устройство содержало
как общекорабельные, так и местные (для наиболее
крупных механизмов или
элементов электрооборудования) компенсирующие
обмотки с системой автоматического регулирования
тока. С целью снижения электрического поля использовались
диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся
с забортной водой, и изоляция донно-забортной
арматуры, валопроводов, тральных механизмов и
деталей тралов. Уменьшение же акустического
поля достигалось специальной амортизацией конструктивных
элементов корпуса, фундаментов
главных и вспомогательных механизмов, созданием
малошумных гребных винтов и устройства
для подвода воздуха к ним. И наконец, благодаря
малому водоизмещению, повышалась их защищенность
от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
Особенностью пр.257Д стало и его вооружение включающее
лишь буксируемый телевизионный искатель мин, электромагнитный
искатель-уничтожитель донных мин и контактный
трал. При этом тралы и искатели на корабль принимались
разновременно. Самооборона обеспечивалась всего
одним спаренным 30-мм автоматом АК-230М в маломагнитном
исполнении, управляемым от ПУС "Колонка".
Главная энергетическая установка была двухвальной,
включавшей два быстроходных дизеля типа М-870-ФТК
мощностью по 1200 л.с. Гребные винты регулируемого
шага. Электроэнергетическая система корабля выполнялась
на переменном токе напряжением 380В.
Головной корабль пр.257Д "ТМ-4" был
построен на Приморском ССЗ в Ленинграде и сдан
флоту в конце 1961 года. Всего до 1965 года было
построено на трех заводах 20 базовых тральщиков
этого проекта (8 на Приморском ССЗ, 5 на Дальзаводе
во Владивостоке и 7 на Заводе "Авангард"
в Петрозаводске).
Базовый тральщик "БТ-13" был построен
на судостроительном заводе №5 в Ленинграде (заводской
№1105) в 1964 году под первоначальным названием
"ТМ-13", вступил в строй Черноморского
флота. наименование "БТ-13" получил
в 1966 году.
Корабль был исключен из списков ЧФ в 1988 году.
|