ТТД:
Водоизмещение: 420 т.
Размеры: длина - 49 м, ширина - 8,8 м, осадка
- 2,45 м.
Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля ДРА-210Б, 2000 л.с.,
2 вала.
Вооружение: 2х6 30-мм артустановки АК-306, ПУ
ПЗРК, тралы.
Экипаж: 45 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.1265Э
Данные базовые тральщики были спроектированы
Западным ПКБ по тактико-техническому заданию,
выданному в 1965 году. Первоначально разработку
проекта возглавлял Д.И. Рудаков, а затем его сменил
В.И. Немудров, главным наблюдающим от ВМФ был
капитан 2 ранга И.М.Шелевахо, затем полковник
А.Т.Ильичев.
Технический проект этого корабля был выполнен
в двух вариантах - с корпусами из стеклопластика
и из древесины. Однако, хотя стеклопластик являлся
более предпочтительным материалом, в конце концов
избрали древесину, так как промышленность на тот
период все еще не могла обеспечить стеклопластиком
строительство всей серии тральщиков. Правда, для
повышения долговечности древесного корпуса и достижения
лучшей герметичности последнего решили оклеивать
его стеклопластиком.
Новый вид противоминного оружия этого корабля,
обеспечивал поиск, обнаружение и уничтожение мин
и миноподобных предметов по курсу корабля. Такое
техническое средство получило название комплексного
искателя-уничтожителя мин (КИУ). Помимо КИУ имелась
возможность использования целой группы контактных
и неконтактных тралов, а также шнуровых зарядов.
Корабль оснащался ГАС поиска якорных и донных
мин. На нём удалось достичь дальнейшего снижения
уровней магнитного, электрического и электромагнитного
полей, улучшить его обитаемость, применив круглогодичное
кондиционирование, повысить мореходность, почти
в два раза увеличить автономность, разместить
дополнительные средства связи, усилить средства
самообороны (по сравнению с пр.1252 добавлен один
25-мм автомат и ПЗРК), впервые предусмотреть общекорабельную
систему сбора льяльных и загрязненных вод и многое
другое. Всё это вывело пр. 1265 в число лучших
представителей кораблей данного подкласса во всем
мире.
Двухвальная главная энергетическая установка
корабля включала два дизель-редукторных агрегата
ДРА-210А (позднее ДРА-21ОБ), мощностью по 1100
и 1000 л.с. соответственно. Управление ими осуществлялось
дистанционно из главного командного пункта тральщика.
Электроэнергетическая система корабля, работающая
на переменном токе напряжением 380В.
Головной базовый тральщик пр.1265 был построен
на судостроительном заводе "Авангард",
г. Петрозаводск, и вступил в строй 31 декабря
1972 г. Всего до 1993 г. для ВМФ СССР было построено
на двух заводах 66 корабля этого проекта (44 на
ССЗ "Авангард" и 22 на Дальзаводе во
Владивостоке).
Став самым многочисленным типом базовых тральщиков
послевоенного времени, эти корабли в процессе
строительства постоянно улучшались за счет установки
более совершенных средств вооружения (например,
искателя-уничтожители мин второго поколения, новых
ГАС и т.д.). Для продажи за рубеж данный проект
был незначительно доработан - пр.1265Э. Строились
экспортные корабли по заказу Болгарии Вьетнама,
Кубы и Сирии.
Для поиска донных и якорных мин на корабле установлены
гидроакустические станции миноискания "Лань"
и "Мезень". В состав трального оборудования
входят тралы ГКТ-2, АТ-5, ПЭМТ-4, СТ-2, КИУ-1.
Базовый тральщик "БТ-131" был заложен
03.02.1983 г. в Петрозаводске на судостроительном
заводе "Авангард" (заводской №134),
спущен на воду 10.12.1983 г., вступил в состав
флота 08.09.1984 г.
В январе 1985 г. базовый тральщик "БТ-131"
был передан ВМС Кубы, где получил номер №578.
|