ТТД: Водоизмещение: 275 т. Размеры: длина
- 38,1 м, ширина - 7,7 м, осадка - 2,1 м. Скорость полного хода: 14 узлов.
Дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-870-ФТК,
2400 л.с., 2 вала. Вооружение: 1x2 25-мм артустановка 2М-ЗМ-Б, 1х2 ПУ ПЗРК.
Экипаж: 33 чел. История корабля: Базовый тральщик пр.1253В Создание
противоминных кораблей нового поколения - базовых тральщиков (БТЩ) проектов 257Д,
257ДМ, 257ДМЭ - в значительно большей степени учитывало новые требования в военной
области. Их появление было обусловлено желанием использовать в конструкциях корпуса,
основных механизмов и оборудования новых материалов, а также применение перспективных
образцов искателей мин и искателей - уничтожителей мин. При этом ВМФ выдвинул
задачу "создать современный БТЩ, который мог бы не только обладать собственной
высокой защищенностью от подрыва на минах различных типов, но и нести на себе
и использовать в качестве нового противоминного средства искатели-уничтожители
мин". ВМФ видел решение этой проблемы в значительном снижении уровней собственных
магнитного, электрического, гидроакустического и гидродинамического полей корабля,
для чего предлагалось "создать небольшой по водоизмещению (до 250 т) БТЩ
с корпусом из древесины или маломагнитной стали". Работы над эскизным
проектом корабля составлялись на конкурсной основе двумя организациями - ЦКБ-19
и Западным ПКБ (главные конструкторы, соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков).
После рассмотрения представленных вариантов в начале 1958 года была утверждена
проектная документация Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого водоизмещения
корабля из двух вариантов проекта - с корпусом из древесины (пр.257Д) или маломагнитной
стали (пр.257М) - остановились на первом и решили в дальнейшей работе применять
нормы обитаемости и запасов пресной воды, принятые в проектировании боевых катеров.
Главным наблюдающим от ВМФ по проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев. На
новом БТЩ по сравнению с предшественниками удалось снизить уровень магнитного
поля почти в 50 раз, акустического в 10, а электрического в 5. Удалось достичь
и значительного снижения гидродинамического поля. В качестве материала корпуса
применили древесину и фанеру, для фундаментов, механизмов, устройств и оборудования
частично или полностью использовали маломагнитную сталь и легкие сплавы. Кроме
того, размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные
(для наиболее крупных механизмов или элементов электрооборудования) компенсирующие
обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического
поля использовались диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной
водой, и изоляция донно-забортной арматуры, валопроводов, тральных механизмов
и деталей тралов. Уменьшение же акустического поля достигалось специальной амортизацией
конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов,
созданием малошумных гребных винтов и устройства для подвода воздуха к ним. И
наконец, благодаря малому водоизмещению, повышалась их защищенность от подрыва
на минах с гидродинамическими взрывателями. Особенностью пр.257Д стало и
его вооружение включающее лишь буксируемый телевизионный искатель мин, электромагнитный
искатель-уничтожитель донных мин и контактный трал. При этом тралы и искатели
на корабль принимались разновременно. Самооборона обеспечивалась всего одним спаренным
30-мм автоматом АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемым от ПУС "Колонка".
Главная энергетическая установка была двухвальной, включавшей два быстроходных
дизеля типа М-870-ФТК мощностью по 1200 л.с. Гребные винты регулируемого шага.
Электроэнергетическая система корабля выполнялась на переменном токе напряжением
380В. В 1969 г. в Западном ПКБ был разработан проект переоборудования тральщика
пр.257ДМ в корабль-водитель тральщиков-шнуроукладчиков пр.1253 и пр.1253А (пр.257В).
Как показал опыт переоборудования и эксплуатации этого корабля (БТ-435), подобные
работы проводить нецелесообразно, и поэтому было принято решение о разработке
специального проекта. Тральщик-водитель пр.1253В (шифр "Аметист")
был спроектирован Западным ПКБ под руководством В.И. Немудрова. Корабль пр.1253В
входил в состав противоминного комплекса, состоявшего из одного тральщика-водителя
и двух тральщиков-шнуроукладчиков пр.1253А при их действиях без экипажей. Вместо
трального вооружения на нем был смонтирован комплекс аппаратуры телеуправления
"Кожимит", разработанная ЦНИИ-49 и обеспечивающая телеуправление двух
тральщиков-шнуроукладчиков. Корпус корабля был выполнен из дерева, оклеенного
стеклотканью, а фундаменты под механизмы и основное оборудование, а также водонепроницаемые
переборки - из алюминиево-магниевых сплавов. В 1971-1972 гг. по пр.1253В в Петрозаводске
было построено два корабля. Базовый тральщик "БТ-176" был построен
на судостроительном заводе "Авангард" в Петрозаводске у по проекту 1253В
(корабль-водитель тральщиков-шнуроукладчиков), 10.12.1972 г. вступил в строй Черноморского
флота. В 1973 г. вошел в состав 31-го дивизиона тральщиков 20-й дивизии
кораблей ОВР ЧФ, а затем - 120-го дивизиона тральщиков 68-й Бригады кораблей охраны
водного района Черноморского Флота. 24.08.1993 г. корабль был исключен из
состава флота. |