ТТД: Водоизмещение: 270 т. Размеры: длина
- 40,5 м, ширина - 7,7 м, осадка - 2,1 м. Скорость хода полная: 14 узлов.
Дальность плавания: 1000 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-870-ФТК,
2400 л.с., 2 винта. Вооружение: 1х2 30-мм артустановка АК-230М, 1х4 ПУ ПЗРК,
тралы. Экипаж: 32 чел. История корабля: Базовый тральщик
пр.257ДМ Создание противоминных кораблей нового поколения - базовых тральщиков
(БТЩ) проектов 257Д, 257ДМ, 257ДМЭ - в значительно большей степени учитывало новые
требования в военной области. Их появление было обусловлено желанием использовать
в конструкциях корпуса, основных механизмов и оборудования новых материалов, а
также применение перспективных образцов искателей мин и искателей - уничтожителей
мин. При этом ВМФ выдвинул задачу "создать современный БТЩ, который мог бы
не только обладать собственной высокой защищенностью от подрыва на минах различных
типов, но и нести на себе и использовать в качестве нового противоминного средства
искатели-уничтожители мин". ВМФ видел решение этой проблемы в значительном
снижении уровней собственных магнитного, электрического, гидроакустического и
гидродинамического полей корабля, для чего предлагалось "создать небольшой
по водоизмещению (до 250 т) БТЩ с корпусом из древесины или маломагнитной стали". Работы
над эскизным проектом корабля составлялись на конкурсной основе двумя организациями
- ЦКБ-19 и Западным ПКБ (главные конструкторы, соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков).
После рассмотрения представленных вариантов в начале 1958 года была утверждена
проектная документация Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого водоизмещения
корабля из двух вариантов проекта - с корпусом из древесины (пр.257Д) или маломагнитной
стали (пр.257М) - остановились на первом и решили в дальнейшей работе применять
нормы обитаемости и запасов пресной воды, принятые в проектировании боевых катеров.
Главным наблюдающим от ВМФ по проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев. На
новом БТЩ по сравнению с предшественниками удалось снизить уровень магнитного
поля почти в 50 раз, акустического в 10, а электрического в 5. Удалось достичь
и значительного снижения гидродинамического поля. В качестве материала корпуса
применили древесину и фанеру, для фундаментов, механизмов, устройств и оборудования
частично или полностью использовали маломагнитную сталь и легкие сплавы. Кроме
того, размагничивающее устройство содержало как общекорабельные, так и местные
(для наиболее крупных механизмов или элементов электрооборудования) компенсирующие
обмотки с системой автоматического регулирования тока. С целью снижения электрического
поля использовались диэлектрическое покрытие всех деталей, соприкасавшихся с забортной
водой, и изоляция донно-забортной арматуры, валопроводов, тральных механизмов
и деталей тралов. Уменьшение же акустического поля достигалось специальной амортизацией
конструктивных элементов корпуса, фундаментов главных и вспомогательных механизмов,
созданием малошумных гребных винтов и устройства для подвода воздуха к ним. И
наконец, благодаря малому водоизмещению, повышалась их защищенность от подрыва
на минах с гидродинамическими взрывателями. Особенностью пр.257Д стало и
его вооружение включающее лишь буксируемый телевизионный искатель мин, электромагнитный
искатель-уничтожитель донных мин и контактный трал. При этом тралы и искатели
на корабль принимались разновременно. Самооборона обеспечивалась всего одним спаренным
30-мм автоматом АК-230М в маломагнитном исполнении, управляемым от ПУС "Колонка".
Главная энергетическая установка была двухвальной, включавшей два быстроходных
дизеля типа М-870-ФТК мощностью по 1200 л.с. Гребные винты регулируемого шага.
Электроэнергетическая система корабля выполнялась на переменном токе напряжением
380В. Головной корабль пр.257Д "ТМ-4" был построен на Приморском
ССЗ в Ленинграде и сдан флоту в конце 1961 года. Всего до 1965 года было построено
на трех заводах 20 БТЩ этого проекта (8 на Приморском ССЗ, 5 на Дальзаводе во
Владивостоке и 7 на Заводе "Авангард" в Петрозаводске). Желание
разместить на этом БТЩ постоянное тральное вооружение привело в 1961 году к появлению
модификации пр.257ДМ. При сохранении всех основных элементов прототипа, за исключением
небольшого увеличения водоизмещения, БТЩ помимо поиска, обозначения и уничтожения
донных мин и траления контактных якорных мин, теперь мог вести борьбу с донными
минами, оснащенными комбинированными, якорными минами с акустическими взрывателями,
а также с активными (по способу перемещения в водной среде) минами. Это позволяло
применять БТЩ пр.257ДМ не только для поиска и уничтожения мин на рейдах, в гаванях
и на прибрежных фарватерах, но также обеспечивать проводку своих кораблей и судов
в прибрежных районах моря. Противоминное вооружение этих БТЩ было вполне
современным и разновременно могло включать телевизионный и электромагнитный искатели,
а также электромагнитный искательуничтожитель мин. В комплект тралов входили:
соленоидный электромагнитный и акустический (первый вариант комбинации тралов);
петлевой электромагнитный и акустический (второй вариант); контактный с акустическим
(третий вариант), а также трал для активных мин, представлявший собой комбинацию
контактного и новых акустических тралов других типов. Управление режимами работы
тралов производилось единой аппаратурой управления. Головной БТЩ пр.257ДМ
был построен на ССЗ "Авангард" в городе Петрозаводске и вступил в строй
ВМФ 25 октября 1964 г. Всего по этому проекту до 1972 года было построено на двух
заводах 40 БТЩ (27 на ССЗ "Авангард" и 13 на Дальзаводе во Владивостоке). Базовый
тральщик "БТ-449" был построен на судостроительном заводе "Авангард"
в Петрозаводске (заводской №28) в 1966 г. вступил в строй Черноморского флота. В
марте 1969 г. вошел в состав 31-го дивизиона тральщиков 20-й дивизии кораблей
ОВР ЧФ. В 1982 г. корабль был переоборудован в опытовое судно с переименованием
в "ОС-575". В 1994 г. корабль был исключен из списков флота. |