ТТД:
Водоизмещение: 1490 т.
Размеры: длина - 62,2 м, ширина - 10,4 м, осадка
- 4,6 м.
Скорость полного хода: 14,2 узла.
Дальность плавания: 2150 миль при 8 узлах, 680
миль при 14,2 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 1400 л.с.,
2 вала.
Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения,
4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1
47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919
г.: 3х1 75 мм орудия
Экипаж: 226 чел.
История корабля:
Минный транспорт типа "Буг"
Успешный опыт применения морского минного оружия
в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал
повышенное внимание со стороны руководства русского
императорского флота к разработке методов ведения
миной войны в акваториях и способам постановки
минных заграждений. Планировалось устанавливать
минные заграждения двух видов. В первом случае
минные заграждения устанавливались в акваториях
своих баз, крепостей и портов с целью затруднить
или исключить вовсе выход корабельных соединений
противника на удобные для артиллерийского обстрела
позиции. Такие заграждения устанавливались, как
правило, заблаговременно или же вообще в мирное
время на основе гидрографических замеров и были
управляемыми с береговых минных станций. Установка
минных заграждений второго типа планировалось
в период активной фазы боевых действий в акваториях
портов противника, в районах сбора и маневрирования
его эскадр, а также на транспортных коммуникациях.
Такие минные поля устанавливались скрытно, без
проведения предварительных гидрографических исследований
свойств водных районов и должны были быть автономными,
т.е. срабатывать автоматически при контакте с
корпусом корабля противника.
Проблема автономности решалась применением усовершенствованных
гальваноударных сфероконических и сферических
мин системы Герца, установка же активных минных
заграждений на заданную глубину, без предварительных
промеров вызывала некоторые затруднения, которые
были преодолены с помощью оригинальных изобретений
сделанных рядом офицеров русского флота в конце
XIX века.
В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы
1885 г. Морским министерством был объявлен конкурс
на проект и постройку минного транспорта. При
рассмотрении проектов, представленных на конкурс
в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы
"Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же
году фирма получила заказ от русского морского
министерства на постройку серии из двух кораблей
в соответствии с представленным проектом. Оба
корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской
верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный
состав Черноморского флота под названиями "Буг"
и "Дунай".
21.08.1891 г. минный транспорт "Буг"
был спущен на воду, а 08.12.1892 г. вступил в
строй в составе практической эскадры Черноморского
флота. В 1893 г. на судне было установлено усовершенствованное
оборудование для постановки минных заграждений.
15.11.1905 г. команда транспорта совместно с
командой крейсера "Очаков" приняла участие
в в восстании под руководством П.П.Шмидта. Под
угрозой орудий канонерской лодки "Терец",
учитывая то, что на борту "Буга" находилось
около 300 мин, взрыв которых мог повлечь непредсказуемые
последствия, команда затопила корабль в Южной
бухте Севастополя.
В мае 1907 г. "Буг" был поднят на поверхность.
До 1909 г. проходил ремонт в доке Севастопольского
ремонтного завода, после которого вновь вводится
в строй Черноморского флота и используется в качестве
гидрографического судна и транспорта.
С началом первой мировой войны включен в состав
дивизиона сетевых заградителей Черноморского флота
в качестве заградителя. В 1915 г. прошел очередной
ремонт в Севастополе, в ходе которого на корабле
были дополнительно установлены два 75 мм и одно
50 мм орудия. В период 1915-16 гг. принимал участие
в оборудовании минных позиций.
В апреле 1918 г. был поставлен на хранения в
порту г. Севастополя. В течении года захватывался
немецкими, а затем и английскими войсками, однако
ими не использовался. В апреле 1919 г. снят с
хранения и включен в состав Морских сил Юга России
в качестве вспомогательного крейсера.
12.11.1920 г. из-за навигационной ошибки в условиях
штормовой погоды "Буг" выскочил на каменную
гряду на траверсе Ак-Мечети и затонул.
В июле 1923 г. корабль был снят с камней и был
разделан на металлолом.
|