ТТД:
Водоизмещение: 1490 т.
Размеры: длина - 62,2 м, ширина - 10,4 м, осадка
- 4,6 м.
Скорость полного хода: 14,2 узла.
Дальность плавания: 2150 миль при 8 узлах, 680
миль при 14,2 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 1400 л.с.,
2 вала.
Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения,
4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1
47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919
г.: 3х1 75 мм орудия
Экипаж: 226 чел.
История корабля:
Минный транспорт типа "Буг"
Успешный опыт применения морского минного оружия
в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал
повышенное внимание со стороны руководства русского
императорского флота к разработке методов ведения
миной войны в акваториях и способам постановки
минных заграждений. Планировалось устанавливать
минные заграждения двух видов. В первом случае
минные заграждения устанавливались в акваториях
своих баз, крепостей и портов с целью затруднить
или исключить вовсе выход корабельных соединений
противника на удобные для артиллерийского обстрела
позиции. Такие заграждения устанавливались, как
правило, заблаговременно или же вообще в мирное
время на основе гидрографических замеров и были
управляемыми с береговых минных станций. Установка
минных заграждений второго типа планировалось
в период активной фазы боевых действий в акваториях
портов противника, в районах сбора и маневрирования
его эскадр, а также на транспортных коммуникациях.
Такие минные поля устанавливались скрытно, без
проведения предварительных гидрографических исследований
свойств водных районов и должны были быть автономными,
т.е. срабатывать автоматически при контакте с
корпусом корабля противника.
Проблема автономности решалась применением усовершенствованных
гальваноударных сфероконических и сферических
мин системы Герца, установка же активных минных
заграждений на заданную глубину, без предварительных
промеров вызывала некоторые затруднения, которые
были преодолены с помощью оригинальных изобретений
сделанных рядом офицеров русского флота в конце
XIX века.
В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы
1885 г. Морским министерством был объявлен конкурс
на проект и постройку минного транспорта. При
рассмотрении проектов, представленных на конкурс
в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы
"Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же
году фирма получила заказ от русского морского
министерства на постройку серии из двух кораблей
в соответствии с представленным проектом. Оба
корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской
верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный
состав Черноморского флота под названиями "Буг"
и "Дунай".
13.11.1891 г. минный транспорт "Дунай"
был спущен на воду, а 20.04.1893 г. вступил в
строй в составе практической эскадры Черноморского
флота.
С 10.10.1907 г. корабль проходил службу в минной
дивизии Черноморского флота в качестве минного
заградителя. С августа по декабрь 1913 г. на Севастопольском
судоремонтном заводе прошел капитальный ремонт,
в ходе которого были заменены конструктивные элементы
верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки
паровых котлов.
В период первой мировой войны действовал в составе
отряда кораблей по охране северо-западного водного
района Черного моря. В 1915 г. проходил текущий
ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе,
в ходе которого на "Дунае" были дополнительно
установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия.
В апреле 1918 г. был поставлен на хранение в
порту г. Севастополя. В течении года был захвачен
немецкими войсками, а затем перешел в руки английской
военной администрации. В апреле 1919 г. после
снятия с хранения и ремонта был включен в состав
Морских сил Юга России. При эвакуации русской
армии из Крыма был оставлен в Севастопольском
порту и 14.11.1920 г. был захвачен войсками РККА.
В декабре 1920 г. был включен в корабельный состав
Морских сил Черного моря (МСЧМ) РККФ в качестве
минного заградителя. Со второй половины 1921 по
январь 1922 г. проходил очередной ремонт на Севастопольском
судоремонтном заводе, после которого 14.02.1922
г. вновь включен в состав флота в качестве транспорта.
С 03.08.1922 г. после необходимого переоборудования
вновь использовался в качестве минного заградителя.
31.12.1922 г. корабль был переименован и стал
называться минный заградитель "1 мая".
К 29.10.1924 г. был выведен из боевого состава
МСЧМ и переоборудован в гидрографическое судно.
С 28.04.1928 г. вновь переоборудован и включен
в состав отряда кораблей охраны водного района
главной военно-морской базы МСЧМ.
01.01.1932 г. получает наименование "Гидрограф"
и используется в качестве гидрографического судна.
В 1934 г. выводится из состава Черноморского флота
и ставится на хранение. 04.06.1940 г. снимается
с хранения и передается в состав гидрографической
службы Черноморского флота.
04.11.1941 г. гидрографическое судно "Гидрограф"
на буксире сторожевого корабля "Петраш"
вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли
зашли в порт г. Ялты. Почти сразу же после выхода
из порта корабли были атакованы авиацией противника.
В результате повреждений, полученных от разрывов
бомб, на "Гидрографе" возникла течь,
поступление воды остановить не удалось, и он затонул
в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди команды
удалось избежать.
|