Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Минно-тральные корабли

 
 
 
     
    Минный транспорт "Дунай"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1490 т.
Размеры: длина - 62,2 м, ширина - 10,4 м, осадка - 4,6 м.
Скорость полного хода: 14,2 узла.
Дальность плавания: 2150 миль при 8 узлах, 680 миль при 14,2 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 1400 л.с., 2 вала.
Вооружение: 425 (350 после 1912 г.) мин заграждения, 4х1 47-мм орудия; после 1915 г.: 2х1 75-мм, 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемёта; после 1919 г.: 3х1 75 мм орудия
Экипаж: 226 чел.

История корабля:
Минный транспорт типа "Буг"

Успешный опыт применения морского минного оружия в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. вызвал повышенное внимание со стороны руководства русского императорского флота к разработке методов ведения миной войны в акваториях и способам постановки минных заграждений. Планировалось устанавливать минные заграждения двух видов. В первом случае минные заграждения устанавливались в акваториях своих баз, крепостей и портов с целью затруднить или исключить вовсе выход корабельных соединений противника на удобные для артиллерийского обстрела позиции. Такие заграждения устанавливались, как правило, заблаговременно или же вообще в мирное время на основе гидрографических замеров и были управляемыми с береговых минных станций. Установка минных заграждений второго типа планировалось в период активной фазы боевых действий в акваториях портов противника, в районах сбора и маневрирования его эскадр, а также на транспортных коммуникациях. Такие минные поля устанавливались скрытно, без проведения предварительных гидрографических исследований свойств водных районов и должны были быть автономными, т.е. срабатывать автоматически при контакте с корпусом корабля противника.

Проблема автономности решалась применением усовершенствованных гальваноударных сфероконических и сферических мин системы Герца, установка же активных минных заграждений на заданную глубину, без предварительных промеров вызывала некоторые затруднения, которые были преодолены с помощью оригинальных изобретений сделанных рядом офицеров русского флота в конце XIX века.

В 1888 г. в рамках кораблестроительной программы 1885 г. Морским министерством был объявлен конкурс на проект и постройку минного транспорта. При рассмотрении проектов, представленных на конкурс в 1889 г. лучшим был признан проект шведской фирмы "Zindhozmen" (г. Гетеборг). В том же году фирма получила заказ от русского морского министерства на постройку серии из двух кораблей в соответствии с представленным проектом. Оба корабля были заложены в январе 1891 г. на гетеборгской верфи. 30 мая того же года были зачислены в корабельный состав Черноморского флота под названиями "Буг" и "Дунай".

13.11.1891 г. минный транспорт "Дунай" был спущен на воду, а 20.04.1893 г. вступил в строй в составе практической эскадры Черноморского флота.

С 10.10.1907 г. корабль проходил службу в минной дивизии Черноморского флота в качестве минного заградителя. С августа по декабрь 1913 г. на Севастопольском судоремонтном заводе прошел капитальный ремонт, в ходе которого были заменены конструктивные элементы верхней и жилой палуб, а также водогрейные трубки паровых котлов.

В период первой мировой войны действовал в составе отряда кораблей по охране северо-западного водного района Черного моря. В 1915 г. проходил текущий ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, в ходе которого на "Дунае" были дополнительно установлены две 75 мм и одно 50 мм орудия.

В апреле 1918 г. был поставлен на хранение в порту г. Севастополя. В течении года был захвачен немецкими войсками, а затем перешел в руки английской военной администрации. В апреле 1919 г. после снятия с хранения и ремонта был включен в состав Морских сил Юга России. При эвакуации русской армии из Крыма был оставлен в Севастопольском порту и 14.11.1920 г. был захвачен войсками РККА.

В декабре 1920 г. был включен в корабельный состав Морских сил Черного моря (МСЧМ) РККФ в качестве минного заградителя. Со второй половины 1921 по январь 1922 г. проходил очередной ремонт на Севастопольском судоремонтном заводе, после которого 14.02.1922 г. вновь включен в состав флота в качестве транспорта. С 03.08.1922 г. после необходимого переоборудования вновь использовался в качестве минного заградителя. 31.12.1922 г. корабль был переименован и стал называться минный заградитель "1 мая".

К 29.10.1924 г. был выведен из боевого состава МСЧМ и переоборудован в гидрографическое судно. С 28.04.1928 г. вновь переоборудован и включен в состав отряда кораблей охраны водного района главной военно-морской базы МСЧМ.

01.01.1932 г. получает наименование "Гидрограф" и используется в качестве гидрографического судна. В 1934 г. выводится из состава Черноморского флота и ставится на хранение. 04.06.1940 г. снимается с хранения и передается в состав гидрографической службы Черноморского флота.

04.11.1941 г. гидрографическое судно "Гидрограф" на буксире сторожевого корабля "Петраш" вышло из Севастополя в Туапсе. В 15 ч. 08 м. корабли зашли в порт г. Ялты. Почти сразу же после выхода из порта корабли были атакованы авиацией противника. В результате повреждений, полученных от разрывов бомб, на "Гидрографе" возникла течь, поступление воды остановить не удалось, и он затонул в 19 милях к востоку от Ялты. Потерь среди команды удалось избежать.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте