ТТД:
Водоизмещение: 500 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 1 37-мм орудие, 3х1 12,7-мм пулемета,
20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал
Шульца, 1 параван-трал, 1 змейковый трал.
Экипаж: 56 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.3
Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения
тактико-технического задания на его создание в
1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический
- в 1932 г. Главным конструктором корабля был
Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля
пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С.
Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском
заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству
серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная
верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли
в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в
состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта
строительства тральщиков дореволюционной постройки
типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших
себя при тралении. Новые базовые тральщики имели
по сравнению с ними более эффективное тральное
вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение
(глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство
для приема и постановки мин. Вместо паровой машины
мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей
мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле
пр.3, давали ему значительные преимущества перед
тральщиками дореволюционной постройки и являлись
значительным шагом вперед по сравнению с кораблями
этого класса времен первой мировой войны. Корабль
пр. 3 послужил прототипом для создания базовых
тральщиков отечественного Военно-Морского Флота
пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль
и траление фарватеров и минных полей; проводка
отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка
минных полей и борьба с подводными лодками.
Тральщик "Груз" был заложен в Севастополе
на Севастопольском морском заводе в марте 1934
г. (заводской №69), спущен на воду 21.09.1935
г., сдан 25.07.1937 г., поднял флаг ВМФ 24.08.1937
г.
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю
дан тактический номер "Т-403" ("БТЩ-403").
С 25.07.1940 г. тральщик использовался как опытный
корабль по испытанию новых способов и систем минного
дела.
В начале Великой Отечественной войны участвовал
в защите морских коммуникаций, обороне Одессы,
Севастополя. 19.07.1942 г. получил бортовой номер
«12»
27.02.1943 г. тральщик стоял на якоре на расстоянии
3,5 кабельтовых от берега в районе Мысхако, на
глубине 15 метров. На верхней палубе находилось
250-270 бойцов с оружием, боеприпасы и продовольствие.
В 23 ч. 25 мин. корабль подвергся нападению со
стороны немецких торпедных катеров. После попадания
торпеды с немецкого торпедного катера (командир
- капитан-лейтенант Христиансен, 1-я флотилия
торпедных катеров, маневровая база - Керчь), возник
крен до 30° на левый борт и дифферент на корму,
началось поступление воды в кормовые помещения.
Отдельные листы настила были задраны вверх. Листы
при этом разошлись на 80-150 мм и были загнуты
вверх. 37-мм автомат вместе с банкетом и фундаментом,
45-мм полуавтомат, тральная лебедка и кран взрывом
сорваны с мест и выброшены за борт.
Для выравнивания возникшего крена командир корабля
приказал находившимся на палубе бойцам перейти
с грузом на правый борт. Это уменьшило крен до
15°. В кормовое машинное отделение поступала вода,
которую откачивали эжектором. Для перевозки оставшихся
на борту бойцов подошли десантный бот и шхуна.
Когда основная часть бойцов сошла с правого борта,
крен на левый борт начал быстро увеличиваться.
Видя безвыходное положение, командир отдал приказ
оставить корабль.
В 23 ч. 40 м. с корабля был дан последний сигнал:
"Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет".
Борьба за непотопляемость продолжалась еще 10
минут, после чего "Груз" опрокинулся
на левый борт и затонул с креном на левый борт.
Форштевень был виден из воды еще 20 минут, затем
исчез под водой и он.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале
героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе
в 1967 г.
В 70-х годах ХХ века обломки тральщика были обнаружены
аквалангистами из Новороссийска. На поверхность
подняли 37-мм зенитное орудие (находится на открытой
площадке в районе Малой земли), а также большое
количество боеприпасов и стрелкового оружия. То,
что данный объект является тральщиком "Груз",
подтверждает найденная корабельная рында с надписью
"Груз". Корпус судна, по их описанию
полностью разрушен, на большой площади разбросаны
фрагменты набора.
|