ТТД: Водоизмещение: 1600 т. Размеры:
длина - 67,4 м, ширина - 11,3 м, осадка - 4,72 м. Скорость полного хода: 9,5
узлов. Силовая установка: вертикальная паровая машина тройного расширения,
870 л.с. Грузоподъёмность: 1200 т. Вооружение: 1х1 75-мм орудие, тралы.
Экипаж: 22 чел. История корабля: Мобилизованный тральщик Грузовой
стальной пароход был заказан РОПиТом 02.10.1902 г. за 535 000 бельгийских франков
для крымско-кавказской линии. Первоначальная стоимость равнялась 220 255 руб.
Построен в Хобокене фирмой Societe anonyme pour l'Exploitation des Etablissements
"John Cockerill", Бельгия (зав. №428), и 01.02.1903 г. присвоено наименование
"Харакс". В июле 1903 г. спущен на воду и 08.10.1903 г. принят от фирмы-строителя.
03.11.1903 г. прибыл в Одессу из Бельгии и вскоре под №156 приписан к Одесскому
торговому порту. 10.11.1903 г ушёл первым рейсом из Одессы в азовские порты с
различным грузом. В дальнейшем эксплуатировался на крымско-кавказской, азовской,
крымско-азовской, азовско-кавказской и николаевской грузовых линиях. Во время
Русско-японской войны по-прежнему совершал регулярные рейсы по крымско-кавказской
грузовой линии, а также эпизодически использовался для рейсов в Азовское море.
Накануне Первой Балканской войны в мае 1912 г. доставлял в Турцию лошадей, закупленных
в России для турецкой армии. После начала Первой мировой войны пароход
"Харакс" продолжал работать на крымско-кавказской и крымско-азовской
линиях. При нападении турецкого флота на Одессу 16.10.1914 г. стоял в порту, но
не пострадал. 16.11.1914 г. взят в Одессе по военно-судовой повинности
во временное пользование Морским ведомством для Черноморского флота. Затем вошёл
в состав Партии траления Севастопольского порта. 15.12.1914 г. был включён в состав
2 отделения Морской партии траления, а позднее переведён в её 1 отделение партии.
Получил на вооружение одно 75-мм орудие, тралы Шульца и щитовой, а позднее - приспособление
для сбрасывания глубинных бомб. 31.01.1916 г. включён в состав 1 отделения
Партии траления Чёрного моря. 12.10.1916 г. вошёл в состав 1 дивизиона Бригады
траления Чёрного моря. 16.12.1917 г. вошёл в состав Красного Черноморского флота.
01.03.1918 г. в связи с расформированием 1 дивизиона тральщиков включён в состав
Транспортной флотилии Чёрного моря. В мае того же года вошёл в состав Транспортной
флотилии флота Украинской державы. 18.06.1918 г. возвращён РОПиТу для использования
в качестве товарного парохода. 04.04.1919 г. во время Гражданской войны
уведён на буксире из-за забастовки команды из Одессы перед её занятием Красной
Армией и 06 апреля оставлен на якоре в Тендровском заливе. 27 мая переведён военной
командой оттуда в Новороссийск, в июне 1919 г. передан РОПиТу и вскоре после ремонта
вновь введён в эксплуатацию. 01.11.1920 г. взят в Феодосии по принудительному
тайм-чартеру в распоряжение Черноморского флота Русской Армии генерал-лейтенанта
барона П.Н. Врангеля для эвакуации Крыма. 18.11.1920 г. в 19.00 от мыса Чауда
"Харакс" ушёл с 2444 человек 1-й Донской казачьей дивизии в Константинополь,
имея на буксире паровую шхуну "Алкивиадис" с 860 беженцами. 23.01.1921
г. пароход был возвращён РОПиТу. С весны 1921 г. находился на отстое в Александрии,
где в конце 1924 г. продан за долги перед командой французской компании и переименован
в "Damas". С 1927 г. ходил под египетским флагом и именовался "Port
Fouad", а в 1928 г. вновь получил наименование "Damas". В 1929
г. перешёл в собственность греческих судовладельцев с переименованием вначале
в "Fofo Macri", а в 1937 году - в "Damaskini", владелец -
P. G. Anghelatos SS. В ходе Второй мировой войны 17.04.1941 г. пароход
"Damaskini" был потоплен бомбардировщиками Люфтваффе в Эгейском море
в канале Ореос северо-западнее острова Эвбея. |