ТТД: Водоизмещение: 460 т. Размеры: длина
- 49 м, ширина - 8,8 м, осадка - 2,35 м. Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 10 узлах. Силовая установка: 2дизеля ДРА-210Б,
2000 л.с., 2 винта. Вооружение: 2х6 30-мм артустановки АК-306, 2х4 ПУ ПЗРК,
тралы. Экипаж: 39 чел. История корабля: Базовый тральщик
пр.1265 Данные базовые тральщики были спроектированы Западным ПКБ по тактико-техническому
заданию, выданному в 1965 году. Первоначально разработку проекта возглавлял Д.И.
Рудаков, а затем его сменил В.И. Немудров, главным наблюдающим от ВМФ был капитан
2 ранга И.М.Шелевахо, затем полковник А.Т.Ильичев. Технический проект этого
корабля был выполнен в вариантах - с корпусами из стеклопластика и из древесины.
Однако, хотя стеклопластик являлся более предпочтительным материалом, в конце
концов избрали древесину, так как промышленность на тот период все еще не могла
обеспечить стеклопластиком строительство всей серии тральщиков. Правда, для повышения
долговечности древесного корпуса и достижения лучшей герметичности последнего
решили оклеивать его стеклопластиком. Новый вид противоминного оружия этого
корабля, обеспечивал поиск, обнаружение и уничтожение мин и миноподобных предметов
по курсу корабля. Такое техническое средство получило название комплексного искателя-уничтожителя
мин (КИУ). Помимо КИУ имелась возможность использования целой группы контактных
и неконтактных тралов, а также шнуровых зарядов. Корабль оснащался ГАС
поиска якорных и донных мин. На нём удалось достичь дальнейшего снижения уровней
магнитного, электрического и электромагнитного полей, улучшить его обитаемость,
применив круглогодичное кондиционирование, повысить мореходность, почти в два
раза увеличить автономность, разместить дополнительные средства связи, усилить
средства самообороны (по сравнению с пр.1252 добавлен один 25-мм автомат и ПЗРК),
впервые предусмотреть общекорабельную систему сбора льяльных и загрязненных вод
и многое другое. Всё это вывело пр. 1265 в число лучших представителей кораблей
данного подкласса во всем мире. Двухвальная главная энергетическая установка
корабля включала два дизель-редукторных агрегата ДРА-210А (позднее ДРА-21ОБ),
мощностью по 1100 и 1000 л.с. соответственно. Управление ими осуществлялось дистанционно
из главного командного пункта тральщика. Электроэнергетическая система корабля,
работающая на переменном токе напряжением 380В. Артиллерийское вооружение
тральщика, первоначально состоявшее из одной артустановки АК-230 и одной 2М-3М,
на кораблях последних выпусков было заменено на две 30-мм шестиствольные установки
АК-306. Головной базовый тральщик пр.1265 был построен на судостроительном
заводе "Авангард", г. Петрозаводск, и вступил в строй 31 декабря 1972
г. Всего до 1993 г. для ВМФ СССР было построено на двух заводах 66 корабля этого
проекта (44 на ССЗ "Авангард" и 22 на Дальзаводе во Владивостоке). Став
самым многочисленным типом базовых тральщиков послевоенного времени, эти корабли
в процессе строительства постоянно улучшались за счет установки более совершенных
средств вооружения (например, искателя-уничтожители мин второго поколения, новых
ГАС и т.д.). Для продажи за рубеж данный проект был незначительно доработан -
пр.1265Э. Строились экспортные корабли по заказу Болгарии Вьетнама, Кубы и Сирии.
Для поиска донных и якорных мин на корабле установлены гидроакустические
станции миноискания "Лань" и "Мезень". В состав трального
оборудования входят тралы ГКТ-2, АТ-5, ПЭМТ-4, СТ-2, КИУ-1. Базовый
тральщик "БТ-241" был заложен 07.04.1988 г. в Петрозаводске на судостроительном
заводе "Авангард" (заводской №150). Спущен на воду 18.03.1989 г., вступил
в строй 24.11.1989 г., вошел в состав Черноморского флота. В 2000 г. тральщик
получил новое имя - "Минеральные Воды", в честь города-шефа корабля. В
2009 г. прошел плановый ремонт в Севастополе. Корабль находился в составе
184-й бригады кораблей охраны водного района Новоросийской Военно-морской базы
с базированием на Новороссийск. В июле 2018 г. корабль был исключен из списков
флота. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан 3-го ранга
Аксёнов Михаил; - капитан-лейтенант Локшин Александр; - капитан-лейтенант
Павел Литвиненко. |