ТТД:
Водоизмещение: 2625 т.
Размеры: длина - 79,9 м, ширина - 12 м, осадка
- 4 м.
Скорость полного хода: 12,5 узлов.
Силовая установка: дизельная, 2х715 л.с., 2 вала.
Вооружение: 2х1 76,2-мм, 4х1 45-мм орудия, до
300 мин типа "1926" и КБ-1 или до 600
мин типа "1908".
Экипаж: 94 чел.
История корабля:
Мобилизованный минный заградитель
По заказу Совторгфлота 01.08.1928 г. на Севастопольском
морском заводе был заложен грузопассажирский теплоход
"Чайка" (заводской № 80/36) по проекту
теплохода "Дельфин". Спущен на воду
15.04.1930 г., сдан 02.12.1931 г.
Судно имело две мачты, одну дымовую трубу. Грузоподъемность
составляла 742 тонны, четыре его трюма были рассчитаны
на 964 куб.м. груза. Оно принимало на борт 24
человека в 1-м классе, 76 - во 2-м, 242 - в 3-м,
а также 50-100 человек на верхнюю палубу.
Предназначалось Азовско-Черноморской линии, портом
приписки судна стал Ростов-на-Дону (№ 202). С
15.03.1934 г. теплоход вошел в состав вновь образованного
Азовского государственного морского пароходства.
07.01.1937 г. судно было переименовано, получив
название "Николай Островский". До конца
1939 г. судно в паре с теплоходом "Антон
Чехов" (однотипный бывш. "Дельфин"),
эксплуатировалось на экспресс-линии Ростов-Батуми.
Совершались также единичные рейсы в Турцию.
29.10.1939 г. теплоход "Николай Островский"
из состава Азовского ГМП был передан Черноморскому
флоту, переименован в "Островский" и
поставлен на переоборудование в минный заградитель.
Вошел в состав Черноморского флота 08.07.1940
г.
После начала Отечественной войны минный заградитель
"Островский" в конце июня и июле 1941
г. активно использовался в постановке минных заграждений
на подходах к базам и побережью. Так в период
с 17-19.07.1941 г. в районе озера Устричное минный
заградитель совместно с БТЩ "Якорь"
и "Искатель" выставили 510 мин образца
1926 года и 160 минных защитников. Всего за два
месяца войны корабль произвел одиннадцать оборонительных
постановок. Однако, в связи с изменившейся обстановкой,
с конца июля 1941 г. "Островский" был
полностью переключен на военно-транспортные перевозки
в Севастополь, Феодосию, Керчь и порты Кавказа.
В начале 1942 г. корабль был поставлен на ремонт
в ковше Туапсинского судоремонтного завода.
23.03.1942 г. досрочно отремонтированный "Островский"
готовился к проведению испытаний на швартовых.
На судне кроме команды находились бригады ремонтников
и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих
отделочные работы. Однако в районе 16 часов немецкая
авиация совершила массированный налет на порт
Туапсе. В корабль сразу попало две бомбы, одна
из них взорвалась под судном. Подброшенное, а
затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на
грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась.
Прибывшие на двух машинах пожарные бросились
спасать людей и начали тушение, но очередная бомба
разметала людей и технику. Одна пожарная машина
была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы
также пытались спасти людей с корабля, однако
спасти удалось только 3 человек. Спасательная
шлюпка с теплохода "Грузия", стоящего
на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала
с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около
сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.
Обгоревший остов корабля в августе-сентябре 1946
г. был с помощью взрыво-технических работ 68-м
аварийно-спасательным отрядом разделен на части,
поднят и сдан на слом.
В сентябре 1971 г. на набережной Туапсе был установлен
памятник погибшим членам экипажа минного заградителя
"Николай Островский". На мраморной плите
высечены 19 фамилий моряков корабля.
Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан-лейтенант Фокин М.И.
|