ТТД:
Водоизмещение: 500 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 1 37-мм орудие, 3х1 12,7-мм пулемета,
20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал
Шульца, 1 параван-трал, 1 змейковый трал.
Экипаж: 56 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.3
Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения
тактико-технического задания на его создание в
1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический
- в 1932 г. Главным конструктором корабля был
Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля
пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С.
Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском
заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству
серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная
верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли
в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в
состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта
строительства тральщиков дореволюционной постройки
типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших
себя при тралении. Новые базовые тральщики имели
по сравнению с ними более эффективное тральное
вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение
(глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство
для приема и постановки мин. Вместо паровой машины
мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей
мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле
пр.3, давали ему значительные преимущества перед
тральщиками дореволюционной постройки и являлись
значительным шагом вперед по сравнению с кораблями
этого класса времен первой мировой войны. Корабль
пр. 3 послужил прототипом для создания базовых
тральщиков отечественного Военно-Морского Флота
пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль
и траление фарватеров и минных полей; проводка
отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка
минных полей и борьба с подводными лодками.
Тральщик "Щит" был заложен в Севастополе
на Севастопольском морском заводе 17.01.1934 г.
(заводской №70), спущен на воду 17.12.1935 г.,
сдан 30.10.1937 г., поднят флаг ВМФ 09.12.1937
г.
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю
дан тактический номер "Т-404" ("БТЩ-404").
В начале Великой Отечественной войны принял
активное участие в тралении фарватеров, находился
в дозоре у Севастополя, конвоировал корабли и
транспорты, эвакуировал раненых бойцов и население
из зон боевых действий. Доставлял в Одессу, Севастополь
боеприпасы, топливо, медикаменты, продовольствие.
В конце декабря 1941 г. - начале января 1942
г. корабль принял участие в десантной операции
в Феодосию. 19.07.1942 г. заменен бортовой номер
на "13". В феврале 1943 г. участвовал
в десантной операции в Южную Озерейку. Неоднократно
оказывал помощь кораблям, терпящим бедствие в
море.
За годы войны тральщик прошел около 40 тыс. миль,
отконвоировал вместе с другими кораблями 377 плавединиц.
Был награжден орденом Красного Знамени.
После окончания войны тральщик участвовал в разминировании
Феодосийской и Керченской акваторий.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале
героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе
в 1967 г. В Феодосии, на набережной Десантников,
в память о тральщике, принимавшем участие в десантной
операции, на бетонном постаменте установлено 37-мм
зенитное орудие.
|