ТТД: Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 1500 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б,
5000 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230,
тралы. Экипаж: 68 чел. История корабля: Морской тральщик
пр.02666 Корабли проекта 266 (шифр "Аквамарин") стали первыми
отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными физическими полями.
Головной в серии тральщик вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963
г. Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта
266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные стали.
Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном
исполнении. Было установлено размагничивающее устройство и устройство, компенсирующее
поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке. Для защиты от неконтактных
мин с акустическими взрывателями предусматривалась оклейка фундаментов главных
двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием,
установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких
вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага
большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования. Притивоминное
вооружение (электромагнитный, широкополосной, акустический и контактный тралы,
большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление мин на глубинах моря от
25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало два 30-мм автомата АК-230М с РЛС
управления "Рысь". В качестве средства обнаружения мин была установлена
специальная ГАС "Лань". Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин
предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые устанавливались только на некоторых
кораблях. Всего с 1963 по 1971 годы было построено 40 кораблей этого. Головной
корабль был включен в состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят
отсутствие средств поиска и обнаружения донных мин. Устранение отмеченных
недостатков проекта 266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М
(шифр "Аквамарин"). Было предусмотрено: замена электромагнитного трала
обычного типа на глубоководный, с новой аппаратурой управления; принятие трала
для уничтожения активных мин; установка трехканального широкополосного буксируемого
телевизионного искателя-уничтожителя мин, а также комплексного искателя-уничтожителя
мин, размещение ГАС "Мезень" для обнаружения донных мин. Для снижения
акустического поля корабля предусматривалась установка главных двигателей на вибродемпфирующие
продольные балки, а гребных винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие
насадки. Эти и другие вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению
длины и полного водоизмещения. В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов
266 и 266М были размещены ПЗРК "Стрела-3". Головной корабль проекта
266М "Семен Рошаль" был сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было
построено по этому проекту 32 корабля. Проект 2666 - это вариант основного пр.266
с установкой на него другого гидроакустического комплекса (МГ-89 "Серна")
для поиска мин, а так же с другим (несколько уменьшеным) составом вооружения.
Морской тральщик "Стрелок" был заложен 25.03.1977 г. на Средне-Невском
судостроительном заводе в Ленинграде, спущен на воду 19.04.1980 г. Зачислен в
состав ВМФ 30.07.1980 г. Ходовые и государственные испытания проходил с 15.07
по 05.09.1980 г. в Финском заливе. 25.11-10.12.1980 г. совершил межфлотский
переход с Балтики в Севастополь. с 07.07 по 06.10.1981 г. на тральщике проходил
2-й (корабельный) этап государственных испытаний по приемке аппаратуры КБТИ-1
(корабельный бортовой телеуправляемый искатель типа "Дельфин-ТМ"). 01.12-30.12.1981
г. - боевая служба в Черном море у Босфора. 01.01.1982 г. - отработка задач боевой
подготовки в Черном море с последующим участием в учениях "Щит-82". 12.03 - 30.10.1984
г. - боевая служба по охране рыболовства в Центральной и Восточной частях Атлантики.
07.09.1985 г. - 10.03.1986 г. - боевая служба по охране рыболовства в Центрально-Восточной
части Атлантики. 03.1987 г. - участие в испытании новых образцов вооружения
в восточной части Черного моря у Пицунды (ПБП "Касатка"). 01.06.1987 г.- визит
в Артек для участия в общесоюзной акции "День защиты детей". 10.1988 г.- участие
в учениях КЧФ "Осень-88". 01.01.1989 г. - отработка задач боевой подготовки в
Черном море (поиск затонувших образцов вооружения у мыса Сарыч). 20.02.1994
г. был подписан договор о шефстве и взаимопомощи между администрацией Северского
р-на Краснодарского края и экипажем корабля. 07.07.1997 г. корабль совершил официальный
визит в Поти в честь годовщины ВМС Грузии. Далее корабль был поставлен в отстой
в Севастополе, а 10.04.2002 г. был списан, разоружен и разобран на металл в Севастополе. Корабль
состоял: 12.1980 г. - 09.1986 г. - в составе 418-го дивизиона морских тарльщиков
92-й Бригады тральщиков Главной Военно-Морской Базы; 09.1986 г. - 11.1995
г. - ПОК (поисково-обследовательный корабль) в составе 3-й бригады поисково-спасательных
кораблей тыла КЧФ Крымской ВМБ (п.Новоозерное); 01.1996 г. - 12.1996 г. -
в составе 418-го дивизиона тральщиков 68-й бригады охраны водного района;
С 12.1996 г. - как морской тральщик в составе 170-го дивизиона тральщиков 184-й
БрКОВР НВМБ. Командиры корабля: с 30.11.1978 г. - капитан 3 ранга
Михайловский Михаил Степанович с 07.01.1983 г. - капитан-лейтенант Николаев
Геннадий Дмитриевич; с 13.11.1989 г. - капитан 3 ранга Фадеев Игорь Борисович;
с 28.09.1995 г. - старий лейтенант Мишанов Сергей Александрович; с 10.2001
- капитан-лейтенант Антоненко Роман Алексеевич. Данные:
В.Костриченко |