ТТД: Водоизмещение: 525 брт. Размеры:
длина - 61,91 м, ширина - 9,12 м, осадка - 2,73 м. Скорость полного хода:
8 узлов. Силовая установка: котломашинная, 640 л.с., два вала. Экипаж:
14 чел. История корабля: Мобилизованная грузовая паровая шхуна Двухвинтовая
стальная двухмачтовая однопалубная грузовая паровая шхуна "Аспазия"
была заложена в 1895 г. на заводе Edwards Bros. North Shields в Англии (строительный
№516). Спущена на воду 14.03.1896 г., сдана в апреле 1896 г. владельцу - Ф.Феофани
(братья Ваглиано), порт приписки - Taганрог. К 1904 г. шхуну купили Ф.К.
Звороно и Э.С. Ди Поллоне, посрт приписки Ростов-на-Дону (№1225). В конце
ноября 1914 г. "Аспазия" была взята в Севастополе по военно-судовой
повинности и 15.12.1914 г. как тральщик вошел в строй Черноморского флота. С января
1915 г. именовался как T-13, к осени 1915 г. - Т-14, с 16.03.1916 г. - как T-24
во 2-м дивизионе Бригады траления. С 28.10.1916 г. - как T-224,с 15.09.1917 г.
- как T-324. 16.12.1917 г. перешел на сторону Советской власти, 01.05.1918
г. взят немцами в Севастополе ,с конца ноября 1918 г. под контролем англо-французских
интервентов. 24.01.1919 г. вошел в состав 1-го дивизиона Бригады траления МСЮР,
к лету 1919 г. тральщик в их составе и вскоре был возвращен хозяину, к весне 1920
г был в Крыму. В середине ноября 1920 г. был взят красными и после национализации
сдан Мортрану. 17.03.1921 г. был переименован в "Кутаис" и с 13.06.1922
г. работал в ГЧАзП Госторгфлота, 18.07.1924 г. в состав Совторгфлот, в том же
году переименован в "Туапсе". С 13.01.1927 г. в составе в Совторгфлота
ЧГК, с 15.03.1934 г. в составе ЧГМП. С 06.07.1941 г. вошел в состав Черноморско-Азовского
бассейнового управления, обеспечивал перевозки по Черному морю. 27.10.1941
г. при разгрузке в Керчи у Широкого мола в ходе немецкого авианалета бомбы попали
в стоявший рядом эшелон с боеприпасами. Мощными взрывами судно было разорвано
пополам. Нос бросило на мол, корма утонула. В 1948 г. обе части подняты
69 АСО АСС ЧФ и после увода затоплены в Малой бухте Керченского СРЗ. В 1964 г.
были подняты 4 частями при постройке причала и разобраны на металл. |