ТТД:
Водоизмещение: 459 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,13 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27
мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала
К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.58
Первоначальное назначение данного типа кораблей
- проводка за тралом подводных лодок и быстроходных
конвоев. В ходе строительства первых кораблей
по проекту 3 обнаружилась недостаточная остойчивость,
поэтому последующие корабли этого типа строились
по откорректированным проектам (проект 53 предусматривал
укладку твердого балласта, проект 53У - уширение
корпуса, проект 58 - изменение компоновки механизмов).
Данные корабли обладали высокими мореходностью
и живучестью. К их недостаткам относились сравнительно
большая осадка, слабое зенитное вооружение и отсутствие
гидроакустической станции. Литерно-цифровые обозначения
были присвоены им в 1939 г.
Тральщик "Т-413" был заложен по проекту
58 на Морском заводе (Севастополь) 29.04.1939
г., заводской номер №256, спущен на воду 12.10.1940
г., вступил в строй 21.04.1941 г. и 01.05.1941
г. вошел в состав Черноморского флота. Получил
бортовой номер "27".
В годы Великой Отечественной войны базовые тральщики
пр. 3, 53, 58 и 53У составляли основное ядро тральных
сил на всех наших флотах. Они показали хорошие
мореходные качества, высокую живучесть корпуса
и механизмов, осуществили большой объем боевого
траления во время войны и в послевоенные годы,
ликвидируя минную опасность в наших водах. Пять
базовых тральщиков были удостоены звания гвардейских,
шесть стали Краснознаменными.
В 24 часа 12 июня тральщик "Т-413"
снялся с якоря и вышел в море для встречи конвоя
с транспортом "Грузия", но конвой опоздал,
и БТЩ пришлось с рассветом маневрировать у мыса
Фиолент, временами ложась в дрейф. Около 7.00
пролетела "рама" и начался обстрел тральщика
из Балаклавы. К 11.00 тральщик максимально приблизился
к берегу, чтобы войти в "мертвую зону"
и дать возможность экипажу пообедать. Для этого
встали в полукабельтове от берега, кормой к скалам,
объявив боевую готовность № 2. На мостике остались
помощник командира, рулевой и сигнальщик, остальные
сели обедать.
Но в 11.15 последовала команда: "Боевая
тревога!" и был сразу же дан полный ход вперед.
Корабль атаковали две группы пикировщиков, вынырнувшие
из-за высокого обрыва и начавшие пикирование с
высоты 1000 м при очень крутом угле. Общее число
самолетов в налете - от 15 до 28 (по разным данным).
Самолеты сбросили не менее 80 авиабомб. Отворачивать
вправо было нельзя из-за близости берега, и тральщик
отвернул влево, но это уже не спасло. Одна бомба
разорвалась у кормового подзора, вторая - во втором
кубрике; от взрыва снесло за борт 45-мм зенитку
и разорвало верхнюю палубу. Третья бомба взорвалась
в носовом машинном отделении, а четвертая - в
кают-компании. При разрывах остальных бомб у борта
тральщик получил массу осколочных пробоин в обшивке
корпуса и в надстройках. Руль оказался заклиненным
в положении "лево на борт". "Т-413"
медленно тонул с креном на правый борт и дифферентом
на корму. Тяжелые ранения получили командир корабля
Д.М.Ратнер, комиссар Г.А.Абрамцев и командир БЧ-5
С.Н.Саблуков. В командование вступил помощник
командира старший лейтенант С.С.Грабильников,
который вместе с лейтенантами Б.С.Львовым (командир
БЧ-1), А.Д.Торбочкиным (командир БЧ 2/3) попытались
организовать борьбу за живучесть. Командир БЧ-5,
несмотря на ранение, приказал тушить пожар в районе
носового артпогреба, но погреб уже затопило через
пробоину в обшивке. Быстро заполнялись водой ахтерпик,
запасной отсек и эжекторная выгородка. В ахтерпике
загоралась дымосмесь, началось быстрое затопление
носового и кормового машинных отделений, первого
кубрика и коридора гребных валов. В носовом машинном
отделении были полностью разрушены правый дизель,
вспомогательные механизмы и трубопроводы, снесло
за борт световые люки. Крен быстро достиг 45°,
и стало ясно, что корабль обречен.
Началось спасение раненых, которым привязывали
пробковые пояса и матрацы, затем их погрузили
в правую шлюпку, но она тут же затонула. Людей
подобрали катера, пришедшие из Стрелецкой бухты.
Последними корабль покинули Грабильников и Саблуков,
а через 30 минут после попадания бомб "Т-413"
лег на правый борт и резко перевернулся вверх
килем. В 11.50 корабль встал кормой вверх и затонул.
Раненого командира "Т-413" позже удалось
эвакуировать на крейсере "Молотов".
В 1947 г. поднят и разобран на металл. Погибшие
члены экипажа похоронены на Кладбище Коммунаров
в Севастополе.
Согласно данным гидролокации этого района, на
расстоянии 11-14 кабельтовых от мыса Фиолент,
находятся два подводных препятствия на глубине
50 и 27 метров, возвышение над грунтом 8 и 3 метра
соответственно. Возможно, что данные препятствия
являются тральщиком "Т-413" и сторожевым
катером № 092, так же потопленным в данном районе.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале
героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе
в 1967 г.
|