ТТД: Водоизмещение: 863 т. Размеры: длина
- 78,6 м, ширина - 8,1 м, осадка - 2,48 м. Скорость полного хода: 17,5 узлов.
Дальность плавания: 6300 миль при 14 узлах, 3700 миль при 17,5 узлах. Силовая
установка: дизельная, 2х1600 л.с., 2 вала. Вооружение: 2х1 85-мм орудия 90-К,
3х1 37-мм орудия 70-К, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК, 2 бомбомета БМБ-1 (20 глубинных
бомб БГБ), 20 мин обр. 1931 г., тралы. Экипаж: 119 чел. История
корабля: Базовый тральщик пр.73К Создавшаяся в начале послевоенного
периода в территориальных водах СССР минная обстановка требовала прежде всего
решения задач: прокладки минобезопасных фарватеров и проводки за тралами через
миноопасные районы отрядов кораблей, конвоев и отдельных плавединиц. Наиболее
доступным путем решения второй из упомянутых задач явилось соответствующее дооборудование
недостроенных корпусов эскадренных тральщиков пр.59 (находившихся в Зеленодольске
(12 ед.) и Поти (3 ед.)). Тактито-техническое задание на разработку соответствующего
проекта, получившего благодаря большому количеству внесенных изменений новый номер
73, было выдано ЦКБ-32 еще в 1944 г. После рассмотрения проекта и внесения в него
дальнейших корректив он был утвержден в 1945 г. и получил номер 73К. Достройка
кораблей проекта 59 началась с 1945 г. и велась на нескольких судостроительных
заводах: На кораблях проекта 73К полностью заменили вооружение, энергетическую
и электроэнергетическую установки, судовые устройства и системы. Дополнительно
на корабли были установлены радиолокационные и гидроакустическая станции, приборы
управления стрельбой и неконтактные тралы. Ходовая рубка выполнена из противопульной
брони толщиной 8 мм, артсистемы защищены броневыми щитами, установлены РУ и цепной
охранитель со шпиронным устройством. В результате внесенных изменений мощность
энергетической установки уменьшилась более чем вдвое, скорость полного хода упала
на 20%, а метацентрическая высота - на 10-12%. К сожалению, долговременное хранение
корпусов без должной зашиты привело к их корродированию и соответственно снижению
прочности. Ввиду недостаточного запаса прочности и остойчивости, не позволяющей,
в частности, использование на корабле нового электромагнитною трала ТЭМ-52, в
конце 1950-х годов все корабли пр.73К, и оба корабля пр. 59 были переклассифицированы
в СКР. К концу 1970-х годов все они выведены из состава ВМФ. Всего по данному
проекту 73К было построено 15 единиц, служивших на Северном, Балтийском и Черноморском
флотах. Базовый тральщик "Т-451" был заложен 06.08.1939 г. по
первоначальному проекту 59 в Севастополе на ССЗ №201 (заводской №249), спущен
на воду 31.12.1939 г. После начала Отечественной войны в недостроенном состоянии
07.11.1941 г. на буксире у транспорта "Грузия" был переведен на Кавказ
в Поти. 13.12.1943 г. был оборудован как несамоходная десантная баржа "Иван
Борисов" (размерения 79,2х8,1х1,5 м) и вошел в состав Черноморского флота.
В данном качестве находился в составе действующей армии в период с 13.12.1943
г. по 30.04.1944 г. 29.07.1944 г. разоружен и законсервирован. Был достроен
по откорректированному проекту 73К в Николаеве на ССЗ №445 им.61 коммунара, вступил
в строй в сентябре 1948 г. в качестве электромагнитного тральщика как "ЭМТЩ-15".
В мае 1956 г. был переклассифицирован в брандвахтенное судно. Корабль
был исключен из списков Военно-морского флота в 1958 г. Переименования
корабля: с 25.09.1940 - "Иван Борисов", с 09.1948 - ЭМТЩ-15, с 05.1956
- БРН-17. |