ТТД: Водоизмещение: 863 т. Размеры: длина
- 78,6 м, ширина - 8,1 м, осадка - 2,48 м. Скорость полного хода: 17,5 узлов.
Дальность плавания: 6300 миль при 14 узлах, 3700 миль при 17,5 узлах. Силовая
установка: дизельная, 2х1600 л.с., 2 вала. Вооружение: 2х1 85-мм орудия 90-К,
3х1 37-мм орудия 70-К, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК, 2 бомбомета БМБ-1 (20 глубинных
бомб БГБ), 20 мин обр. 1931 г., тралы. Экипаж: 119 чел. История
корабля: Базовый тральщик пр.73К Создавшаяся в начале послевоенного
периода в территориальных водах СССР минная обстановка требовала прежде всего
решения задач: прокладки минобезопасных фарватеров и проводки за тралами через
миноопасные районы отрядов кораблей, конвоев и отдельных плавединиц. Наиболее
доступным путем решения второй из упомянутых задач явилось соответствующее дооборудование
недостроенных корпусов эскадренных тральщиков пр.59 (находившихся в Зеленодольске
(12 ед.) и Поти (3 ед.)). Тактито-техническое задание на разработку соответствующего
проекта, получившего благодаря большому количеству внесенных изменений новый номер
73, было выдано ЦКБ-32 еще в 1944 г. После рассмотрения проекта и внесения в него
дальнейших корректив он был утвержден в 1945 г. и получил номер 73К. Достройка
кораблей проекта 59 началась с 1945 г. и велась на нескольких судостроительных
заводах: На кораблях проекта 73К полностью заменили вооружение, энергетическую
и электроэнергетическую установки, судовые устройства и системы. Дополнительно
на корабли были установлены радиолокационные и гидроакустическая станции, приборы
управления стрельбой и неконтактные тралы. Ходовая рубка выполнена из противопульной
брони толщиной 8 мм, артсистемы защищены броневыми щитами, установлены РУ и цепной
охранитель со шпиронным устройством. В результате внесенных изменений мощность
энергетической установки уменьшилась более чем вдвое, скорость полного хода упала
на 20%, а метацентрическая высота - на 10-12%. К сожалению, долговременное хранение
корпусов без должной зашиты привело к их корродированию и соответственно снижению
прочности. Ввиду недостаточного запаса прочности и остойчивости, не позволяющей,
в частности, использование на корабле нового электромагнитною трала ТЭМ-52, в
конце 1950-х годов все корабли пр.73К, и оба корабля пр. 59 были переклассифицированы
в СКР. К концу 1970-х годов все они выведены из состава ВМФ. Всего по данному
проекту 73К было построено 15 единиц, служивших на Северном, Балтийском и Черноморском
флотах. Базовый тральщик "Т-454" был заложен в 1940 г. по первоначальному
проекту 59 в Севастополе на ССЗ №201 (заводской №253), спущен на воду 20.03.1941
г. После начала Отечественной войны в недостроенном состоянии был переведен
на Кавказ и законсервирован. Был достроен по откорректированному проекту
73К в Николаеве на ССЗ №445 им.61 коммунара, вступил в строй 18.03.1948 г. в качестве
электромагнитного тральщика как "ЭМТЩ-13". В мае 1956 г. был
переклассифицирован в брандвахтенное судно. Корабль был исключен из списков
Военно-морского флота в 1960 г. и в 1964 г. разобран на металл. 85-мм универсальнное
корабельное орудие тральщика экспонируется в Феодосии в местном краеведческом
музее. Переименования корабля: с 25.09.1940 - "Иван Сладков",
с 09.1948 - ЭМТЩ-13, с 05.1956 - БРН-18. |