ТТД: Водоизмещение: 1005
т. Размеры: длина - 58,4 м, ширина - 8,56 м, осадка - 2,53 м. Скорость
полного хода: 8 узлов. Дальность плавания: 420 миль при 5 узлах. Силовая
установка: паровая машина , 360 л.с., 2 вала. Вооружение: 3х1 45-мм артустановки,
1х1 20-мм артустановка, 2х1 12,7-мм пулемета (первоначально 2х1 45-мм артустановки
и 2х1 7,62-мм пулемета), 50 мин, тралы Шульца, змейковый трал, электромагнитный
трал. Экипаж: 43 чел. История корабля: Мобилизованный тральщик
Стальная паровая шхуна "Омск" была заложена на судоверфи Low
Walker фирмой C. Mitchell & Co. в Ньюкасле (строительный №401). Спущена на
воду 15.03.1880 г., и в 1880 г. сдана заказчику - William Milburn & Co. (для
российского владельца). В 1880 г. была передана судовладельцу А.Стороженко
с переименованием в "София", порт приписки - Таганрог. В 1886 г. была
продана компании Луи Дрейфуса без переименования, порт приписки - Ростов-на-Дону. 09.09.1916
г. "София" была мобилизована и 13.11.1916 г. зачислена в состав ЧФ как
тральщик "Т-295". Тральщик участвовал в Первой мировой войне.
С 15.09.1918 г. - "Т-395". 01.05.1918 г. был захвачен австро-германскими
оккупантами, с декабря 1918 г. входил в состав белогвардейского флота. В
январе 1920 г. захвачен частями Красной Армии и передан Главоду. С января 1920
г. - "София". 20.06.1290 г. вооружен и включен в состав Азовской
флотилии в качестве канонерской лодки. С 20.06.1920 г. - "Советская Россия".
20.12.1920 г. разоружен и передан Мариупольскому военному порту в качестве
плавмастерской. В августе 1922 г. возвращен торговому флоту. 29.10.1939
г. призван для прохождения тральной подготовки и 29.01.1940 г. включен в состав
ЧФ в качестве тральщика. 10.11.1940 г. возвращен Азовскому пароходству. Мобилизован
22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 27.06.1941 г. снова включен в состав
ЧФ под наименованием "Т-486". Носил бортовой №43. Участвовал в Керченско-Феодосийской
25.12.1941 - 02.01.1942 гг. десантной операции. 15.10.1943 г. при следовании
из Поти в Туапсе был торпедирован германской подводной лодкой "U 23"
в районе м.Кодор, но остался на плаву и своим ходом прибыл в Сухуми для устранения
повреждений. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик.
С 21.06.1944 г. - "ЭМТЩ-486". 01.12.1944 г. был разоружен, возвращен
АГМП для использования в качестве грузового парохода и 22.01.1945 г. исключен
из списков судов ВМФ. 13.05.1946 г. поступил в подчинение ММФ, 15.03.1953
г. - ММРФ и 25.08.1954 г. - вновь ММФ. 05.03.1955 г. был выведен из эксплуатации
и исключен из списков судов ММФ в связи с передачей "Главвторчермету"
для демонтажа и разделки на металл. |