ТТД:
Водоизмещение: 500 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27
мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 1 параван-трал,
1 змейковый трал.
Экипаж: 56 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.3
Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения
тактико-технического задания на его создание в
1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический
- в 1932 г. Главным конструктором корабля был
Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля
пр. 3 и его дальнейших модификаций, были В. С.
Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском
заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству
серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная
верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли
в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в
состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта
строительства тральщиков дореволюционной постройки
типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших
себя при тралении. Новые базовые тральщики имели
по сравнению с ними более эффективное тральное
вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение
(глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство
для приема и постановки мин. Вместо паровой машины
мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей
мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле
пр.3, давали ему значительные преимущества перед
тральщиками дореволюционной постройки и являлись
значительным шагом вперед по сравнению с кораблями
этого класса времен первой мировой войны. Корабль
пр. 3 послужил прототипом для создания базовых
тральщиков отечественного Военно-Морского Флота
пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль
и траление фарватеров и минных полей; проводка
отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка
минных полей и борьба с подводными лодками.
Тральщик "Трал" был заложен в Севастополе
на Севастопольском морском заводе 05.11.1933 г.
(заводской №67), спущен на воду 23.08.1934 г.,
сдан 17.08.1937 г., поднят флаг ВМФ 24.08.1937
г.
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю
дан тактический номер "Т-401" ("БТЩ-401").
С первых дней Великой Отечественной войны нес
дозорную службу у Севастополя, выставлял минные
заграждения, конвоировал корабли и транспорты,
доставлял в районы боевых действий боеприпасы,
продовольствие, боевую технику, топливо. Эвакуировал
из зон боевых действий раненых бойцов и население.
Принимал участие в спасательных операциях; в десанте
в Феодосию в конце декабря 1941 г. - начале января
1942 г., в Южную Озерейку в феврале 1943 г., в
Новороссийско-Таманской наступательной операции
в сентябре-октябре 1943 г.
За годы войны прошел около 43 тыс. миль, отконвоировал
вместе с другими кораблями 161 плавединицу, потопил
одну подводную лодку противника.
22.04.1944 г. корабль был поставлен на ремонт
и модернизацию. После ремонта вооруженный электромагнитным
тралом под тактическим номером "ЭМТЩ-401"
с 24.08.1944 г. участвовал в разминировании акваторий
и портов Черного моря.
Тральщик награжден орденом Красного Знамени.
Имя тральщика увековечено на Мемориале героической
обороны Севастополя 1941-1942 гг., сооруженном
на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.
Корабль был разобран на слом в 1950 г.
|