ТТД: Водоизмещение: 873 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,6 м. Скорость полного хода: 17 узлов.
Дальность плавания: 2700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б,
5000 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230,
2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы. Экипаж:
68 чел. История корабля: Морской тральщик пр.266М Корабли
проекта 266 (шифр "Аквамарин") стали первыми отечественными морскими
тральщиками с минимальными собственными физическими полями. Головной в серии тральщик
вошел в состав советского Военно-Морского Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных
мин с магнитными взрывателями на тральщиках проекта 266 при формировании корпуса
и фундаментов были применены маломагнитные стали. Механизмы, вооружение, устройства
и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Было установлено размагничивающее
устройство и устройство, компенсирующее поле от вихревых токов в корпусе при бортовой
качке. Для защиты от неконтактных мин с акустическими взрывателями предусматривалась
оклейка фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров
демпфирующим резиновым покрытием, установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие
амортизаторы; монтаж гибких вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных
винтов регулируемого шага большого диаметра, а также установка малошумных механизмов
и оборудования. Притивоминное вооружение (электромагнитный, широкополосной,
акустический и контактный тралы, большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить
траление мин на глубинах моря от 25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало
два 30-мм автомата АК-230М с РЛС управления "Рысь". В качестве средства
обнаружения мин была установлена специальная ГАС "Лань". Для решения
задач ПЛО, а также уничтожения мин предусмотрено размещение двух РБУ-1200, которые
устанавливались только на некоторых кораблях. Всего с 1963 по 1971 годы
было построено 40 кораблей этого проекта. Головной корабль был включен в состав
ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого корабля относят отсутствие средств поиска
и обнаружения донных мин. Устранение отмеченных недостатков проекта 266
было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М (шифр "Аквамарин").
Было предусмотрено: замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный,
с новой аппаратурой управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка
трехканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя
мин, а также комплексного искателя-уничтожителя мин, размещение ГАС "Мезень"
для обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась
установка главных двигателей на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных
винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие насадки. Эти и другие
вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению длины и полного водоизмещения.
В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов 266 и 266М были размещены ПЗРК
"Стрела-3". Головной корабль проекта 266М "Семен Рошаль" был
сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было построено по этому проекту 32 корабля.
Морской тральщик "Турбинист" был заложен 26.12.1974 г. на Средне-Невском
судоремонтном заводе в г. Ленинграде (заводской №939), 19.04.1975 г. спущен на
воду, 15.08.1975 г. вступил в строй и вошел в состав Черноморского флота. В
конце 80-х годов ХХ века обеспечивал проводку советских судов в Персидском заливе. В
августе 2008 г. корабль участвовал в операции по принуждению грузинской стороны
к миру. Входил в 418 дивизион тральщиков 68-ой бригады кораблей ОВР. В
дальнейшем входил в состав 150-й тактической группы противолодочных кораблей 68-ой
бригады кораблей ОВР с базированием на Севастополь. С 2020 г. находился в отстое
в Стрелецкой бухте Севастополя. Исключен из состава флота в декабре 2022
г., и отбуксирован для дальнейшей разделки на металл в Севастополе. Этим
кораблем командовали: - Добротин Борис Иванович (20.04.1975-24.02.1976 гг.);
- Буслейко Евгений Александрович (24.02.1976-08.07.1976 гг.); - Полевой
Валентин Филиппович (08.07.1976-20.03.1982 гг.); - Купренков Александр Семёнович
(26.03.1982-23.05.1986 гг.); - Батуев Михаил Иванович (23.05.1986-20.09.1988
гг.); - Пятничук Сергей Николаевич (20.09.1988-2.12.1992 гг.); - Башмак
Валентин Александрович (2.12.1992-18.02.1998 гг.); - Славнов Дмитрий Владимирович
(18.02.1998-10.10.1999 гг.); - Семёнов Евгений Николаевич (13.10.1999-13.04.2000);
- капитан 3 ранга Добында Григорий Дмитриевич (24.04.2002-8.09.2006 гг.);
- капитан 3 ранга Чижик Дмитрий Чеславович (8.09.2006-16.10.2009 гг.);
- Романенко Сергей Юрьевич (29.10.2009-17.10.2010 гг.); - Огурцов Дмитрий
Валерьевич (с 9.11.2010 г). - старший лейтенант Калмаев Андрей; - капитан-лейтенант
Бабась Денис. |