ТТД:
Водоизмещение: 459 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка
- 2,13 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм
орудие 21-К, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27
мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала
К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.
История корабля:
Базовый тральщик пр.58
Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения
тактико-технического задания на его создание в
1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический
- в 1932 г. Главным конструктором корабля был
Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля
пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С.
Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.
Постройка тральщиков была начата на Севастопольском
заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству
серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная
верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли
в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в
состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.
Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта
строительства тральщиков дореволюционной постройки
типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших
себя при тралении. Новые базовые тральщики имели
по сравнению с ними более эффективное тральное
вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение
(глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство
для приема и постановки мин. Вместо паровой машины
мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей
мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль.
В совокупности новые решения, принятые на корабле
пр.3, давали ему значительные преимущества перед
тральщиками дореволюционной постройки и являлись
значительным шагом вперед по сравнению с кораблями
этого класса времен первой мировой войны. Корабль
пр. 3 послужил прототипом для создания базовых
тральщиков отечественного Военно-Морского Флота
пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль
и траление фарватеров и минных полей; проводка
отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка
минных полей и борьба с подводными лодками.
В ходе постройки тральщиков в их проект вносили
конструктивные изменения, связанные с дополнительными
работами по усилению трального и артиллерийского
вооружения, установке вновь созданных механизмов
и оборудования, массогабаритные характеристики
которых отличались от первоначально предусмотренных
в проекте. Это привело к снижению остойчивости.
Были разработаны меры по повышению остойчивости
перераспределением масс для понижения центра тяжести
корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали
уже с учетом предложения по повышению остойчивости.
Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр.
53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего
их было построено шесть - на Севастопольском заводе
и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде.
Кроме того, на Севастопольском судостроительном
заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков,
мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53.
Тральщик "Взрыв" был заложен в Севастополе
на Севастопольском морском заводе весной 1937
г. (заводской №191), спущен на воду в конце 1938
г., сдан 25.01.1939 г., 01.04.1939 г. поднят флаг
ВМФ. Получил бортовой номер "25".
25.07.1939 г. по общей классификации кораблю
дан тактический номер "Т-410" ("БТЩ-410").
В период Великой Отечественной войны участвовал
в защите морских коммуникаций и баз, в обороне
Одессы и Севастополя. Участвовал в десанте в Керчь
в конце декабря 1941 г. - начале января 1942 г.
В конце августа 1944 г. для занятия портов вышедшей
из войны Румынии был сформирован отряд в составе
БТЩ "Щит", "Искатель" и "Взрыв"
в охранении охотников БО-105, БО-103 и МО-360.
На борту кораблей находились десантники из 83-й
бригады морской пехоты для занятия порта, а также
экипажи для трофейных румынских кораблей. 01.09.1944
г. отряд вышел из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.
В 06.22 следующего дня на подходной точке фарватера
корабли за стопорили ход, ожидая встречающий румынский
минный заградитель "Адмирал Мурджеску".
В этот момент концевой базовый тральщик "Взрыв"
был атакован германской подводной лодкой "U-19"
(командир лейтенант Оленбург). Две торпеды попали
в носовую часть корпуса под ходовым мостиком,
в носовом погребе произошла детонация боезапаса.
Тральщик быстро затонул кормой вверх.
Погиб весь офицерский состав корабля, в том числе
- командир капитан-лейтенант .С.Грабильников,
командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант В.Ф.Соловьев.
Погибли также 53 матроса и 22 человека из состава
десанта. Спасти удалось несколько моряков и раненного
в обе ноги комбата десантников - Героя Советского
Союза майора Н.В. Старшинова. Пока катер подбирал
моряков, большие охотники безуспешно преследовали
германскую субмарину.
"Взрыв" стал последним боевым кораблем
Черноморского флота, погибшим в ходе войны.
Имя тральщика увековечено на "Мемориале
героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.",
сооруженном на площади Нахимова в Севастополе
в 1967 г.
|