Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Минно-тральные корабли

 
 
 
     
    Базовый тральщик "Взрыватель"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 503 т.
Размеры: длина - 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,2 м.
Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2х1500 л.с., 2 вала.
Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 1 37-мм орудие, 3х1 12,7-мм пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала К-1, 1 змейковый трал.
Экипаж: 44 чел.

История корабля:
Базовый тральщик пр.53

Проектирование первого советского базового тральщика пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения тактико-технического задания на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в 1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр.3 и его дальнейших модификаций, были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий.

Постройка тральщиков была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского флота и 4 - для Черноморского.

Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз", хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели), устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л. с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла с 400 до 3000 миль.

В совокупности новые решения, принятые на корабле пр.3, давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков отечественного Военно-Морского Флота пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей и борьба с подводными лодками.

В ходе постройки тральщиков в их проект вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали уже с учетом предложения по повышению остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр. 53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на Севастопольском заводе и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. Кроме того, на Севастопольском судостроительном заводе было по пр. 58 было построено семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53.

Тральщик "Взрыватель" был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 21.07.1936 г. (заводской №175), спущен на воду 27.04.1937 г., сдан 09.05.1938 г., поднят флаг ВМФ 29.08.1938 г.

25.07.1939 г. по общей классификации кораблю дан тактический номер "Т-405" ("БТЩ-405").

В начале Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя: сопровождал корабли и транспорты в осажденные города. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей покинул Одессу, заминировав подходы к порту.

В начале января 1942 г. вошел в отряд кораблей, доставивших отряд десантников в Евпаторию. 05.01.1942 г. после высадки десантников при маневрировании по счислению в 21.00 выскочил на мель. Волны быстро развернули корабль лагом к берегу, до которого оставалось не более 50 м. Обшивка в кормовой части лопнула по швам, и началось затопление кормовых отсеков, был поврежден руль, заклинены гребные валы.

С рассветом 06.01.1942 г. противник обнаружил беспомощный тральщик на мели у Соляных промыслов. На предложение сдаться последовала винтовочная стрельба, и немцы подтянули к урезу воды восемь полевых орудий, а затем расстреляли "Взрыватель" в упор. Врагу удалось захватить в плен 19 раненых моряков.

Разбитый корпус "Взрывателя" несколько лет стоял безмолвным памятником мужеству черноморцев в 6 км к югу от Евпатории и был разобран только в 1946-47 гг.

На берегу моря, у места гибели, 07.06.1970 г. воздвигнут памятник, на постаменте которого выбиты слова: "Ваш подвиг Отчизна славит. Награда ему - бессмертие". Имя тральщика так же увековечено на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте