ТТД: Водоизмещение: 459 т. Размеры: длина
- 62 м, ширина - 7,2 м, осадка - 2,13 м. Скорость полного хода: 18 узлов.
Дальность плавания: 5300 миль при 14 узлах. Силовая установка: 2х1500 л.с.,
2 вала. Вооружение: 1х1 100-мм орудие Б-24, 1х1 45-мм орудие 21-К, 3х1 12,7-мм
пулемета, 20 бомб, 27 мин, 46 минных защитников, 1 трал Шульца, 2 параван-трала
К-1, 1 змейковый трал. Экипаж: 44 чел. История корабля:
Базовый тральщик пр.58 Проектирование первого советского базового тральщика
пр.3 типа "Фугас" началось с утверждения тактико-технического задания
на его создание в 1930 г. Эскизный проект был готов в 1931 г., технический - в
1932 г. Главным конструктором корабля был Г. М. Вераксо. Представителями Военно-Морского
Флота, внесшими большой вклад в создание корабля пр.3 и его дальнейших модификаций,
были В. С. Авдеев, А. Т. Ильичев, И. С. Савицкий. Постройка тральщиков
была начата на Севастопольском заводе в 1932 г., а в 1934 г. к строительству серийных
кораблей была привлечена Северная судостроительная верфь в Ленинграде. Первые
тральщики пр. 3 вошли в состав флота в 1937 г. Из них 4 тральщика в состав Балтийского
флота и 4 - для Черноморского. Базовые тральщики пр.3 создавали с учетом
опыта строительства тральщиков дореволюционной постройки типа "Клюз",
хорошо зарекомендовавших себя при тралении. Новые базовые тральщики имели по сравнению
с ними более эффективное тральное вооружение и усиленную артиллерию. На тральщиках
так же было установлено противолодочное вооружение (глубинные бомбы и бомбосбрасыватели),
устройство для приема и постановки мин. Вместо паровой машины мощностью 500 л.
с. применены два дизеля общей мощностью 3000 л. с. Дальность плавания возросла
с 400 до 3000 миль. В совокупности новые решения, принятые на корабле пр.3,
давали ему значительные преимущества перед тральщиками дореволюционной постройки
и являлись значительным шагом вперед по сравнению с кораблями этого класса времен
первой мировой войны. Корабль пр. 3 послужил прототипом для создания базовых тральщиков
отечественного Военно-Морского Флота пр.53, 58 и 53У. На тральщики указанных проектов
возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров и минных
полей; проводка отдельных кораблей и караванов за тралами; постановка минных полей
и борьба с подводными лодками. В ходе постройки тральщиков в их проект
вносили конструктивные изменения, связанные с дополнительными работами по усилению
трального и артиллерийского вооружения, установке вновь созданных механизмов и
оборудования, массогабаритные характеристики которых отличались от первоначально
предусмотренных в проекте. Это привело к снижению остойчивости. Были разработаны
меры по повышению остойчивости перераспределением масс для понижения центра тяжести
корабля. С 1935 г. тральщики пр.3 достраивали уже с учетом предложения по повышению
остойчивости. Тральщики с улучшенной остойчивостью типа "Стрела"(пр.
53) стали поступать в состав флота в 1938 г. Всего их было построено шесть - на
Севастопольском заводе и четыре - на заводе "Судомех"в Ленинграде. Кроме
того, на Севастопольском судостроительном заводе было по пр. 58 было построено
семь тральщиков, мало чем отличавшихся от кораблей пр. 53. Тральщик "Якорь"
был заложен в Севастополе на Севастопольском морском заводе 28.03.1937 г. (заводской
№189), спущен на воду в конце 1938 г., сдан 19.03.1939 г. 08.04.1939 г. поднят
флаг ВМФ. 25.07.1939 г. по общей классификации получил тактический номер
"Т-408" ("БТЩ-408"). В период Великой Отечественной
войны принимал участие в защите морских коммуникаций и баз, производил постановку
минных заграждений, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, доставлял в зону
боевых действий боеприпасы, боевую технику, продовольствие, медикаменты, эвакуировал
раненых бойцов и население, сопровождал транспорты. 16.10.1941 г. в числе последних
кораблей вывез подрывную группу. В 1941-1942 гг. неоднократно доставлял в осажденный
Севастополь продовольствие, медикаменты, топливо. В составе других кораблей ходил
к румынским берегам. После окончания войны участвовал в разминировании
акваторий у Феодосии и в Керченском проливе. В 1945 г. вооружен электромагнитным
тралом, получили тактический номер "ЭМТЩ-408". 17.10.1953 г. был
передан Минно-торпедному управлению, а 07.04.1956 г. исключен из боевого состава
и переформирован в опытовое судно "Лещ". Имя тральщика увековечено
на "Мемориале героической обороны Севастополя 1941-1942 гг.", сооруженном
на площади Нахимова в Севастополе в 1967 г. Этим кораблем командовали: -
капитан-лейтенант Щербанюк Петр Никонорович (1939-1940); - старший лейтенант
Коровкин Игнат Васильевич (1943-1944); - старший лейтенант Долголенко Александр
Петрович (1945). |