ТТД: Водоизмещение: 852 т. Размеры: длина
- 61 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,0 м. Скорость полного хода: 16 узлов.
Дальность плавания: 3000 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 дизеля М-503Б
по 2500 л.с., 2 винта в насадках. Вооружение: 1х6 30-мм артустановка АК-306,
2х1 14,5-мм пулемётных тумбовых установки МТПУ-1, быстроходный контактный трал
БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-4, акустический трал АТ-3, шнуровые заряды ШЗ-1
или ШЗ-2, искатель-обнаружитель мин "Ливадия". Экипаж: 60 чел. История
корабля: Морской тральщик пр.02668 Корабли проекта 266 (шифр "Аквамарин")
стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными
физическими полями. Головной в серии тральщик вошел в состав советского Военно-Морского
Флота в 1963 г. Для защиты от неконтактных мин с магнитными взрывателями на тральщиках
проекта 266 при формировании корпуса и фундаментов были применены маломагнитные
стали. Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном
исполнении. Было установлено размагничивающее устройство и устройство, компенсирующее
поле от вихревых токов в корпусе при бортовой качке. Для защиты от неконтактных
мин с акустическими взрывателями предусматривалась оклейка фундаментов главных
двигателей, дизель-генераторов и электрокомпрессоров демпфирующим резиновым покрытием,
установка звукоизлучающих механизмов на изолирующие амортизаторы; монтаж гибких
вставок в трубопроводах; применение малошумных гребных винтов регулируемого шага
большого диаметра, а также установка малошумных механизмов и оборудования. Притивоминное
вооружение (электромагнитный, широкополосной, акустический и контактный тралы,
большие шнуровые заряды), позволяло обеспечить траление мин на глубинах моря от
25 до 150 м. Артиллерийское вооружение включало два 30-мм автомата АК-230М с РЛС
управления "Рысь". В качестве средства обнаружения мин была установлена
специальная ГАС "Лань". Для решения задач ПЛО, а также уничтожения мин
на корабле предусмотрено размещение двух РБУ-1200. Всего с 1963 по 1971
годы было построено 40 кораблей этого проекта. Головной корабль был включен в
состав ВМФ в 1963 году. К недостаткам этого проекта относят отсутствие средств
поиска и обнаружения донных мин. Устранение отмеченных недостатков проекта
266 было осуществлено в ходе модернизации его по проекту 266М (шифр "Аквамарин").
Было предусмотрено: замена электромагнитного трала обычного типа на глубоководный,
с новой аппаратурой управления; принятие трала для уничтожения активных мин; установка
трехканального широкополосного буксируемого телевизионного искателя-уничтожителя
мин, а также комплексного искателя-уничтожителя мин, размещение ГАС "Мезень"
для обнаружения донных мин. Для снижения акустического поля корабля предусматривалась
установка главных двигателей на вибродемпфирующие продольные балки, а гребных
винтов с малошумными лопастями - в шумопонижающие насадки. Эти и другие
вышеперечисленные мероприятия привели к увеличению длины и полного водоизмещения.
В процессе постройки и ремонтов на МТЩ проектов 266 и 266М были размещены ПЗРК
"Стрела-3". Головной корабль проекта 266М "Семен Рошаль" был
сдан ВМФ в 1970 году. Всего до 1978 года было построено по этому проекту 32 корабля.
Морской тральщик пр.02668 создан по проекту конструкторского бюро "Алмаз"
и является опытным экземпляром, на котором отработываются новейшие технологии
- логическое продолжение серии тральщиков пр.266МЭ. Тральщик оснащён самыми современными
средствами противоминной защиты. В проекте 02668 впервые на минно-тральных кораблях
внедрены интегрированные ходовой мостик и главный командный пункт, а так же автоматизированная
система управления противоминными действиями (АСУ ПМД) "Диез-Э". Морской
тральщик "Вице-адмирал Захарьин" был заложен на Средне-Невском ССЗ в
в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом в 1994 г. Первоначально строился
по проекту 266МЭ (заводской №879) для ВМС Вьетнама, а в 2000 г. на корабле была
начата переделка по новому пр.02668. Морской тральщик был спущен на воду 26.05.2006
г. Корабль был назван в честь начальника оперативного управления Главного
штаба ВМФ в 1985-1991 гг. Владимира Константиновича Захарьина. Государственные
испытания тральщик проходил в Балтийском море с базированием на Ленинградскую
военно-морскую базу (Ломоносовская гавань). Летом 2008 г. морской тральщик
"Вице-адмирал Захарьин" совершил переход внутренними водными путями
из поселка Понтонный Ленинградской ВМБ в Новороссийск. Приказом Главнокомандующего
ВМФ была назначена комиссия для проведения государственных испытаний. Церемония
подъема Андреевского флага на корабле состоялась 17.01.2009 г., корабль был принят
в состав Черноморского флота. В настоящее время корабль находится в составе
184 бригады кораблей охраны водного района Новоросийской Военно-морской базы с
базированием на Новороссийск. Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан-лейтенант Д. Луговской; - капитан-лейтенант Вадим Колесник;
- капитан-лейтенант Александр Локшин. |